Людмила Соколова
«Земля — наш общий дом». Конспект ООД в старшей группе по темам «Лето. Цветы. Насекомые. Заповедники Тамбовского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;
- вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;
- способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома;
- познакомить с понятием «Заповедник»
Ход.
Воспитатель беседует с детьми о том, как часто говорят о природе, что ее надо не только любить, но и охранять, беречь, приумножать.
Публикация «„Земля — наш общий дом“, Конспект ООД в старшей группе по темам „Лето, Цветы, Насекомые, Заповедники Тамбовского края“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Тамбовская область, Тамбов
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Воспитатель. Здравствуйте ребята! Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печет. (солнце)
Воспитатель. - Может ли человек прожить без солнечного света и тепла (ответы детей).
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он - невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Воспитатель. - А без воздуха можем мы прожить? (ответы детей).
Меня пьют.
Меня льют.
Всем нужна я.
Кто такая? (вода)
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (ягода)
Стоял на крепкой ножке.
Теперь лежит в лукошке. (гриб)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (пчела)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыба)
- Воспитатель. Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это - природа. Мир природы - это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.
- Без чего не смогут жить на Земле живые существа? (Без воздуха, без воды, без солнца.)
- А человек может жить на Земле без природы? (Нет.)
Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
- У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.
- Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (Земля.)
- Наш общий дом - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера, Марс, Юпитер и т. д., но жизни на этих планетах нет, потому что на них нет воздуха и воды.
Земля - это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Воспитатель. А человек может помогать природе?
Дети: (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
Воспитатель. А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу?
Дети: (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)
Воспитатель. Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? (Ответы детей). Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. Это дом для животных и растений.
И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Тамбовский заповедник. В путь!
Игра «Карусель» с разноцветными ленточками.
Под музыку дети, взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель останавливается на станции Заповедник.
Воспитатель. - Вот мы и приехали (включается запись со звуками леса, но прежде чем мы пойдем дальше вспомним правила поведения в заповеднике, а помогут нам знаки-картинки (на стене развешены картинки с правилами поведения в лесу). Я скажу фразу, а вы её закончите и продемонстрируете:
-Муравейник… Дети: (Не топчи)
-Очень громко…. Дети: (Не кричи)
-Под кустом костёр… Дети: (Не жги)
-Гнезда птичьи…. Дети: (Береги)
-Нежные цветы…. Дети: (Не рви)
- Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком-Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова.
Я шагаю по лужайке –
Великан в трусах и майке,
Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
Вот улитка - добрый гномик,
На себе таскает домик.
Вот квартирка для жука –
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашка,
В нем живут букашки.
Эта малая страна
Вся кругом заселена!
Если я, великан, захочу,
Как лихой ураган, налечу,
Все дома я могу разломать,
Всех жильцов на лугу растоптать!
Если я захочу.
Только я не хочу!
Я - добрый Великан.
Воспитатель с детьми составляет памятку поведения в природе, дети раскрашивают природоохранные знаки.
Воспитатель. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. Теперь мы готовы и в путь! (Дети шагают по залу). Теперь мы знаем как вести себя на природе и будем осторожно шагать по нашему Заповеднику. ( Движения с препятствиями: по камешкам, через кочки, по мостику, на носочках и т. д.)
Посмотрите, какая красота вокруг. (Показ фото природы Тамбовского края)
- Вы любите цветы? /Ответы детей. /
Кто же их не любит. Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов.
- Посмотрите на них. / Воспитатель бережно берет в руки цветы. /
- О чем вы думаете, глядя на эти цветы? Что они значат для вас? О чем они говорят? / Предполагаемые ответы детей: о нежности, о любви, о признательности, доброте и т. д. /
- Цветы всегда были любимы людьми. Даря друг другу цветы, люди выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.
- Послушайте несколько легенд о цветах. (Показывает картинки цветов)
Легенды о цветах
Подснежник. Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
Незабудка. Путешественник остался в чужой стране и стал сказочно богатым и знатным. А мать долго ждала его и, отчаявшись, попросила прохожего гусляра отнести сыну букетик незабудок. Пришел гусляр в чужую страну, увидел сына, утопающего в роскоши, и попросил разрешения спеть ему. И спел он сыну колыбельную, которую пела ему мать, и передал букетик незабудок. И сын все вспомнил, он пришел к умирающей матери, потому что незабудка – цветок постоянства и верности
Ландыш. О появлении ландыша рассказывают так: горючие слезы Богородицы по распятому Сыну падали на землю, и на их месте вырастали белые ландыши, на которых потом появлялись красные, как капли христовой крови, плоды.
Ландыш один из самых красивых и любимых народом цветов. Ему посвящали стихи, легенды, сказания, в его честь устраивались праздники, народные гуляния. Ландыш издавна почитался целебным растением. Капли Ландыша помогают при заболевании сердца.
Сирень. О сирени сложено много преданий и легенд. В одной из них рассказывается, что сирень появилась весной, когда богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц, полюбоваться яркой зеленью трав, деревьев и разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустилось на землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами – синими, красными, желтыми, голубыми. Вдруг заметила Флора, что остались у нее только две краски: лиловая и белая, и этими остатками она окрасила кусты. Получилось удивительно красиво!
Роза. Древнегреческий поэт Анакреонт писал, что роза явилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, богини любви и красоты, когда она с первыми лучами утренней зари выходила из моря. Очарованные цветком боги обрызгали его нектаром, давшим розе ее дивный аромат. Роза оставалась белой до тех пор, пока возлюбленного Афродиты Адониса не ранил на охоте дикий вепрь. Афродита устремилась в роковую рощу, не обращая внимания на то, что шипы ранят ее ноги. Несколько капель крови упали и на цветы.
Василёк. В одной из легенд рассказывается о том, как красивый стройный юноша Василек и русалка полюбили друг друга. Но не сложилась у них счастье: Василек не мог жить без земли, а русалка – без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда–нибудь, дождевой поток принесет его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.
- Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом. Различая огромное количество ароматов, насекомые легко читают волшебную книгу запахов.
Дидактическая игра «Угадай по запаху растение».
- Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят бабочек, пчел, шмелей, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а насекомые опыляют их.
После того, как на цветок попала пыльца с соседнего цветка, на нем начинает созревать плод с семенами. Семена у разных цветов разные, они отличаются друг от друга по форме, размеру, цвету. Придет время, семена попадут в землю, прорастут и дадут жизнь новым растениям. И зацветет опять луг прекрасными цветами. Воспитатель предлагает вниманию детей алгоритм роста растения от семечка до созревания плода.
Дети вы просто молодцы много знаете о насекомых, а хотите подвигаться как насекомые?
Физминутка.
Мы на месте покружились, в божьих коровок превратились
Мы на месте покружились, в кузнечиков прекратились.
Поднимайте плечики
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, стоп
Сели, сели травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгать на носках легко.
Мы на месте покружились, в бабочек превратились.
В поле бабочки летают
Полетели, покружились, на цветке остановились.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний» я называю слова, а вы скажите, что лишнее:
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
1. Кузнечик, кошка, гусь, коза
2. Щука, сом, муха, пескарь
3. Бабочка, божья коровка, оса, сорока
4. Комар, лось, волк, медведь
5. Тигр, лев, сверчок, слон
Дети мы много с вами читали про насекомых. Какие сказки и рассказы мы с вами читали про насекомых? Да молодцы, а сейчас я хочу с вами провести викторину. Сейчас мы разделимся на 2 команды. Проходите за столы. Я вам буду задавать вопросы: сначала одной команде, а затем другой. За правильный ответ команда получает вот такую бабочку, на столах у вас цветы, которые бабочка очень любит. Вот вы бабочки и будете сажать на цветы, а в конце викторины посмотрим у кого больше бабочек.
Викторина
I команда II команда
1. Где обитают насекомые? 1. Как передвигаются?
2. Чем питаются? 2. Как спасаются от врагов?
3. Какие части тела вы знаете? 3. Где уши у комара?
4. Где уши у кузнечика? 4. Какую пользу приносят насекомые людям в лесу?
5. Почему стрекоз называют хищниками? 5. Куда стрекозы откладывают яички?
6. Когда пчелы танцуют? 6. Как называется дом, который люди строят для птичек?
7. Какие еще насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? 7. Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (особые крючки на ножках)
8. Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку? (подушечки) 8. Какой вред приносят мухи и тараканы?
9. Как с ними нужно бороться? 9. Кто помогает нам в борьбе с вредными насекомыми?
ИТОГ.
Воспитатель. Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев?
Дети. Конечно, нет. Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь
Воспитатель. А всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как?
Дети. Человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т. д.
Воспитатель. Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек, не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру. Но человек умеет исправлять свои ошибки, и в нашей стране создали заповедники. Что такое заповедник?
Дети. Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, рыбы охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законам. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, которым каждый может гордиться.
Воспитатель. Что запрещается делать в заповеднике?
Дети. Запрещается рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных.
Воспитатель. А что разрешается делать в заповеднике?
Дети. Разрешается дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам.
Воспитатель. Человек на Земле — самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на нашей планете.
Воспитатель. Скажите, вам понравилось наше путешествие? Что интересного вы сегодня узнали? Что понравилось больше всего? (ответы детей)
Воспитатель. Да было весело, но пора возвращаться в детский сад. (Дети садятся в Карусель и движутся в обратную сторону)