Марина Битюкова
Конспект занятия с использованием современных технологий «Пожарная безопасность с элементами экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия с использованием современных технологий
Тема: "Пожарная безопасность с элементами экспериментирования "
в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет
Цель: с помощью экспериментов познакомить детей подготовительной группы с некоторыми свойствами огня, обобщить и систематизировать знания о правилах пожарной безопасности.
Публикация «Конспект занятия с использованием современных технологий „Пожарная безопасность с элементами экспериментирования“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Задачи: Образовательная: - научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях; - знакомить детей с огнем и его свойствам;
- закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности;
- упражнять детей в умении работать согласно правилам кейс – технологий,.
Развивающая:
- развивать логическое мышление, внимание, воображение, инициативу при решении проблемных ситуаций, умение формулировать вопросы, высказывания;
Воспитательная:
-воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, потребность в заботе о своей безопасности, уважение к труду работников пожарной охраны;
Предварительная работа:
Социально-коммуникативное развитие: игровые ситуации на тему: «В мире опасных предметов», «Как поступить?»
Познавательное развитие:
ТРИЗ дидактическая игра «Хорошо – плохо» (огнеопасные предметы);
Общение с детьми на темы:
«Огнеопасные предметы»
«Правила пожарной безопасности»
«Профессия пожарный»
«Огонь наш друг – огонь наш враг»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: огнетушители, пожарные машины, пожарные тушат пожар
Лепка: пожарный, огнетушитель
Аппликация: пожарная машина, огнетушители
Конструирование : огнетушители
Театрализованная игра: «Спички не тронь, в спичках огонь», инсценировка сказок «Путаница», «Кошкин дом»
Физическое развитие: п. / и: «Тушим пожар», «Смелые пожарные»
Речевое развитие
Дидактическая игра «Придумай окончание рассказа»; составление рассказов на тему: «Опасные ситуации»; рассматривание картины с проблемным сюжетом и составление рассказа «А как поступлю я?»
Чтение художественной литературы:
С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», А. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Т. Александрова «Домовенок Кузька», К. Паустовский «Кот-ворюга», С. Михалков «Дядя Степа»
Работа с родителями:
• Консультация «Что должны знать дети дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности».
Оборудование: металлический поднос, свечи, стакан с водой, пустой стакан, баночки с песком, с землей, картинки по правилам пожарной безопасности.
Ход НОД:
(Под музыку в зал заходят дети).
Воспитатель: ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение, и я хочу с вами им поделиться и подарить вам свою улыбку. Для этого у меня есть волшебный цветочек, мы будем передавать его друг другу, у кого он окажется, к тому переходит улыбка и хорошее настроение.
Психогимнастика
Приветствие «Передай улыбку другу»
Встали дети, встали в круг,
Улыбнулись дружно вдруг,
Доброта повсюду льётся
Грусть к нам больше не вернётся
(Раздаётся звук, означающий, что на электронную почту пришло письмо).
Воспитатель: что это за звук? как вы думаете? (смс оповещение). Проверим наши предположения?
Воспитатель: действительно, на нашу электронную почту пришло письмо. Интересно, кто мог нам его прислать?
(Появляется картинка Незнайки).
Воспитатель: догадались, кто прислал нам письмо? (Незнайка).
Озвученный текст: «Здравствуйте, ребята. В нашем Цветочном городе проходит конкурс, который организовал самый умный коротышка Знайка, в нем участвуют все малыши и мне пришло письмо с заданием. Я открыл конверт, а там какие – то картинки, ничего непонятно… Необходимо, с помощью этих картинок догадаться, что произошло… и составить правило, благодаря которому можно избежать подобные ситуации. Ребята, помогите мне, пожалуйста!»
Воспитатель: ну что ребята, поможем Незнайке? (Поможем). - Я предлагаю вам присесть за наш стол обсуждений и переговоров.
( На экране появляются картинки: плита, спички, мальчик с ожогом на руке, горящая занавеска).
Воспитатель: что вы видите на экране? Как вы думаете, что здесь могло произойти? (неправильное обращение с огнем).
Воспитатель: я, с вами согласна, все эти ситуации могли произойти при неправильном обращении с огнеопасными предметами.
Воспитатель: у меня есть идея, расскажем Незнайке о правилах поведения во время пожара, и поможем составить правило, благодаря которому можно избежать подобные ситуации.
Воспитатель: вы согласны? (Да)
Воспитатель: как вы думаете, вы справитесь с нашей задачей? (с задачей справимся)
Мы с вами снимем видео - письмо и отправим Незнайке. Воспитатель: если все готовы, включаем нашу видеокамеру. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает.
Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь)
Воспитатель: ребята, чтобы проверить правильно ли вы отгадали загадку, нужно собрать картинку. Что у вас получилось? (огонь). Значит ответ на загадку верный.
Воспитатель: где вы видели огонь? (Огонь костра, на газовой плите, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев).
Воспитатель: Огонь – это хорошо или плохо?
(Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо). Воспитатель: предлагаю обобщить наши ответы.
Хорошо: Огонь дает тепло. Свет. На огне готовят пищу. Огонь используют люди некоторых профессий – сварщики, сталевары.
Плохо: при неосторожном обращении с огнем может возникнуть пожар, и дома, и в лесу; если долго топить печь – будет очень жарко; можно обжечься и т. д.)
Воспитатель: А вы знаете, чего боится огонь? (воды) Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в научную лабораторию, но сначала мы вспомним правила безопасности во время проведения опытов:
• нужно вести себя спокойно, не толкаться;
• НЕ трогать, предметы до начала опыта;
• запрещается пробовать вещества на вкус, • не приближаться к огню, нельзя трогать огонь руками, и зажигать спички детям действовать только по моей просьбе.
Воспитатель: согласны выполнять эти правила, надевайте халаты, шапочки, занимайте рабочие места.
Ребё нок 1: Миллион лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека.
Ребё нок 2: Но стоило огню дать волю, оставить без присмотра, как добрые действия гоня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто там, где люди неосторожно обращаются с огнём. Люди получают ожоги и отравления.
Воспитатель сейчас мы с вами проведём опыты с огнём. И будем очень осторожны.
Воспитатель (зажигает свечи). Дети, что вы увидели? (огонёк).
Какой он? (Он яркий, красивый, привлекает к себе внимание). Можно ли к нему прикоснуться? Объясните почему? (можно получить ожог)
Опыт № 1:
Воспитатель: если огонь становится опасным, как человек с ним может справиться? (потушить). Чего боится огонь? (воды, песка, земли).
Проверим ваши утверждения.
Проведё м опыт: на горящую свечу прольём немного воды (ребёнок выполняет указание воспитателя).
Что происходит и почему? (огонь погас, он боится воды).
Вывод: Опыт показывает, что огонь боится воды. Пожар нужно тушить водой.
Опыт № 2: Хотите проверить боится ли огонь земли?
Возьмем земли и насыплем на огонь. Что произошло (Огонь погас).
Вывод: Утверждение - огонь боится земли-верно.
Опыт № 3: Воспитатель: еще один опыт проведем с песком. Песок насыплем на огонь, огонь погас. Вывод: Значит, огонь боится песка.
Эксперимент № 4 : А теперь проведём последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу накрываем стеклянной колбой (банкой). Что происходит с огнём (он гаснет). Почему огонь погас? (Без воздуха огонь существовать не может, поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас).
Вывод: Когда доступ воздуха прекращается, огонь гаснет. Это значит, во время пожара нельзя открывать окна.
Воспитатель: На этом наша работа в научной лаборатории закончена, снимаем защитную одежду.
Воспитатель: дети, предлагаю вам присесть за наш стол обсуждений и переговоров. Перед каждым из вас лежит сюжетная картинка, рассмотрите их и составьте по ним правила поведения, которые мы все должны соблюдать, чтобы не случилось беды – пожара. Игра «Составь правило по картинке»
1. Нельзя играть с огнем!
2. Нельзя играть со спичками и зажигалками!
3. Нельзя включать много электроприборов в одну розетку!
4. Нельзя засовывать в розетку разные посторонние предметы!
5. Нельзя прятаться от огня в шкафу, под кроватью
6. Нельзя открывать окна во время пожара!
7. Нельзя поджигать сухую траву!
8. При пожаре звонить 01!
Воспитатель: Ребята, вы были очень внимательны и очень точные правила составили.
Воспитатель: дети, когда горит огонь, то вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живет». Может вы знаете пословицы об огне. (Огонь маслом не тушат, в огне и железо плавко)
Воспитатель: во время пожаров большая часть людей гибнет от дыма. Кислород, которым мы дышим, превращается в очень ядовитый угарный газ. А знаете ли вы, как нужно вести себя в задымленном помещении? (Ответы).
Воспитатель: Если помещение наполнилось дымом, нужно бежать к воде, намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань, т. к. она задерживает часть ядовитых веществ. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, приложив к лицу мокрую ткань. Внизу ядовитого газа меньше. Нужно закрыть плотно дверь и бежать на улицу!
Воспитатель: а зачем нужно закрыть плотно дверь?
Воспитатель: огонь - не игрушка. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь кто? (Пожарные.)
Воспитатель: кто такие пожарные? (Люди, которые тушат пожар, спасают других людей, их вещи, животных).
Воспитатель: по какому номеру мы их вызываем? (перед детьми выкладывается номера – 01,02, 03, 04) (Дети выбирают верный -01)
Воспитатель: Как правильно вызвать пожарных? (Набрать номер 01, четко, ясно указать по телефону свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж).
Воспитатель: я, предлагаю Вам сейчас почувствовать себя настоящими пожарными…
Физминутка "Пожарные"
Пламя высоко взлетает! (Дети поднимают руки вверх.) Дыма чёрного клубы! (Круги в воздухе руками). Искры в воздухе сверкают! (Взмахи руками). Все за дело! Шланг тяни! (Дети имитируют, как разматывают и тянут шланг). Шланг мы дружно размотали. Ну, огонь, теперь держись! Бьет струи вода тугая. Пламя, гаснет, потухает (Дети приседают). Без подмоги обошлись!
На одной ноге постой-ка
Будто ты пожарный стойкий (стоят на правой ноге)
А теперь постой на левой
Будто ты пожарный смелый (стоят на левой)
Руку левую к груди
И огонь скорей туши (имитируют работу пожарным рукавом).
Воспитатель: ребята, а теперь мы с вами возвращаемся за наш стол переговоров, Я предлагаю вам вновь посмотреть на экран, вернуться к картинкам, которые прислал нам Незнайка, и подумать, а как можно было поступить по другому, чтобы не случился пожар? (ответы детей)
Воспитатель: молодцы ребята, сейчас составим одно правило, способное предотвращать подобные ситуации.
(Нужно осторожно обращатся с огнеопасными предметами).
Воспитатель: Молодцы, а теперь мы наш ответ отправляем Незнайке по электронной почте. Письмо отправлено.
Раздаётся стук в дверь. Входит Почтальон Печкин.
Почтальон Печкин: Здравствуйте, это я почтальон Печкин. Здесь находятся дети группы «Колокольчики».
Почтальон Печкин: Я принёс вам посылку от одного мальчика, его зовут Незнайка. Вы с ним знакомы? Тогда получите и распишитесь.
Уходит.
Вместе с детьми открываем посылку и находим там медали с надписью «Знайка».
Рефлексия
Ребята, вам сегодня понравилось помогать Незнайке?
Воспитатель: а сейчас я вам предлагаю выбрать смайлик! (Веселый смайлик – вам всё очень понравилось, вы узнали много нового и познавательного и очень помогли нашему другу; грустный смайлик – вам было не интересно и скучно)
- Спасибо вам!