Юлия Васильевна Кармакова
Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой грамотности
По доминирующей деятельности: практико-ориентированный
По количеству участников: коллективный
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: долгосрочный (1 год).
Целевая аудитория: 4 класс (10-11 лет)
Обоснование необходимости проекта
Публикация «Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий» размещена в разделах
Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.
Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. В опытно-педагогической работе, необходимо ориентироваться на предметные результаты освоения содержательной линии начального языкового образования : позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических, представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, регулятивных и коммуникативных задач
Очевидным представляется вывод: от того, будут ли сформированы эти умения и навыки у младшего школьника, зависит его дальнейшее обучение в школе и будущее в целом. Поэтому формирование простых навыков правописания и речи недостаточно, необходимо развивать функциональную грамотность у младших школьников. Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. Основная задача педагога – обеспечить обучающимся получение качественного образования с учетом их потребностей и особенностей, обеспечить формирование функционально грамотной личности.
Отвечая на вопрос: «В чём причины низкого качества знаний учащихся по русскому языку?» - приходим к следующему выводу: причина безграмотности молодого поколения – это явление многогранное, складывающееся из нескольких подпроблем.
1. Предметная проблема
а) Отсутствие орфографической зоркости.
б) Отсутствие элементарной теоретической базы, лежащей в основе прочных навыков правописания.
2. Метапредметная проблема
а) Узкий общий кругозор учащихся и, как следствие, бедный словарный запас.
б) Неумение формулировать и решать учебную задачу
3. Методическая проблема
а) Методический пробел в обучении учащихся работе со справочниками по правописанию на уроках русского языка
б) Методический пробел в изучении непроверяемых написаний – словарных слов.
4. Психологическая проблема
а) Грамотность перестала восприниматься учащимися как необходимое условие для получения качественного образования, и не только школьного, но и последующего среднего специального или высшего.
б) Формирование позиции: «Главное написать диктант и контрольную работу по русскому, а быть грамотным необязательно».
Выявленные проблемы свидетельствуют о том, что в сознании учащихся уроки русского языка, на которых они учатся правописанию, и общая грамотность представляются двумя параллельными процессами. Поиски решения данной проблемы привели к разработке и реализации образовательного проекта «Грамотность – по умолчанию».
Цели и задачи проекта
Цель проекта : определить оптимально эффективные способы организации учебной деятельности на уроках русского языка в 4 классе, обеспечивающие формирование практической грамотности учащихся.
Задачи проекта :
1. Развить орфографическую зоркость учащихся
2. Усвоить алгоритмы опознавания и проверки орфограмм и пунктограмм.
3. Совершенствовать умения работы со справочной литературой.
Основное содержание проекта
Содержание проекта составляют формы, методы и средства обучения русскому языку, способствующие формированию навыков грамотного письма.
Содержание проекта можно представить в виде нескольких направлений.
1. Грамматический минимум.
Это диктант как средство развития орфографической зоркости. Это тренинги по морфемному и словообразовательному разборам. Упражнения в определении частей речи. Задания, отрабатывающие умения ориентироваться в структуре предложений.
2. Работа со справочниками по правописанию. Умение ориентироваться в структуре справочной литературы. Знакомство с ассоциативными орфографическими словарями. Усвоение принципа запоминания правописания словарных слов.
3. Алгоритмы проверки орфограмм и пунктограмм. Создание четких и коротких алгоритмов, демонстрирующих действия при проверке орфограмм и пунктограмм.
Ресурсы
Реализация проекта осуществляется в учебное время, так что дополнительные временные ресурсы не задействованы.
В качестве информационных ресурсов используются различного рода справочники по правописанию и орфографические словари, в том числе и ассоциативные.
Дополнительных материально-технических и финансовых ресурсов не требуется.
Целевая аудитория
Участниками проекта являются учащиеся 4 класса. С точки зрения актуальности проблемы грамотного письма именно для данной целевой аудитории в связи с предстоящим переходом в 5 класс. Число участников в группе не ограничено.
План реализации проекта
Этап
Дата
Содержание деятельности
Результат деятельности
Выводы и перспективы работы
Рефлексия
Стартовый мониторинг практической грамотности
( Примечание: мониторинг проводится на протяжении всего времени реализации проекта – 1 раз в месяц)
сентябрь 2014 г.
Письмо диктанта «с дырками» с целью определения уровня развития орфографической зоркости, т. е. способность контролировать себя на письме, обозначая орфограммы и пунктограммы, в правописании которых проявляется неуверенность.
С этой целью уч-ся пишут диктант со следующей установкой: «Пишу только те слова, в правописании которых уверен (а) на 100%, в остальных пропускаю сомнительные буквы. Места знаков препинания, в постановке которых не уверен (а, обозначаю знаками вопросов. Моя цель – не сделать ни одной ошибки в диктанте».
Обнаружение проблемы, учебного противоречия. Даже при условии возможности пропуска сомнительного написания учащиеся допускают сомнительные ошибки в изученных орфограммах и пунктограммах.
Первый диктант был проведен в 4 классе в сентябре 2017 года. Процент успеваемости за диктант составил 82%, качество знаний – 66%.
Составление плана действий по развитию орфографической зоркости и проверке орфограмм и пунктограмм.
Учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Почему я не вижу ошибку?» Ответ, который напрашивается сам собой: «Я не знаю условия, при которых написания не совпадают с произношением, т. е. когда написание представляет собой орфограмму или пунктограмму».
Обнаруженное противоречие стало сильным стимулом изменить ситуацию.
Подготовительный этап
Октябрь 2017г.
Выработка плана действий по формированию практической грамотности.
План действий.
1. Учусь видеть места потенциальных ошибок.
2. Учусь опознавать места потенциальных ошибок как орфограмму и как пунктограмму.
3. Учусь проверять опознанную орфограмму и пунктограмму самостоятельно или с опорой на справочную литературу.
Теоретические выводы необходимо подкрепить памятками и чёткими алгоритмами
Формирование новой психологической установки: «Грамотность – по умолчанию». Грамотность – это естественное, само собой разумеющееся состояние образованного человека.
Реализационный этап
ноябрь 2017 г. – март 2018 г.
Составление и отработка практических памяток и алгоритмов, обеспечивающих поддержку в работе по повышению уровня практической грамотности. Учащиеся перерабатывают текстовые правила в виде схем и алгоритмов.
Разработка комплекта карточек с алгоритмами по проверке орфограмм и пунктограмм. Выучить правило - это значит составить алгоритм его применения. Алгоритм должен быть коротким, содержать минимум 3 шага.
Орфографический справочник должен быть настольной книгой любого школьника, заинтересованного в повышении своей грамотности.
Рефлексия
апрель 2018 г.
Анализ проделанной работы по реализации проекта
Оценка деятельности по реализации проекта через проведение финального мониторинга уровня практической грамотности учащихся
Организовать проект по совершенствованию речевой культуры
Активно пользоваться результатами проекта «Грамотность – по умолчанию» при создании собственных письменных высказываний.
Ожидаемые результаты:
1. В ходе реализации проекта были выработаны памятки и буклеты по формированию грамотного письма, которые можно с успехом применять при самообразовании и для пропедевтической работы на уроках русского языка в младших классах.
2. Итогом работы над проектом стала выработка новых методических приёмов обучения, совокупность которых легла в основу коррекционно-развивающей программы «Я смогу», которую можно рекомендовать для широкого использования учителям русского языка.
3. Мониторинг качества знаний по итогам диктантов в 4 классе свидетельствует о положительной динамике.
Перспективы развития проекта
Одной из перспектив развития проекта можно рассматривать создание комплекта алгоритмов по проверке орфограмм и пунктограмм в виде рабочей тетради для дополнительных занятий по русскому языку, а также разработку УМК к коррекционно-развивающей программе «Я смогу!»
Продукты, полученные в ходе реализации проекта
1. Образовательная программа «Я смогу»
2. Комплект памяток по проверке орфограмм и пунктограмм
3. Индивидуальный план по ликвидации безграмотности
Литература
1. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. М. : НИИ школьных технологий, 2005.
2. Сергеев И. С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2005.
3. Пахомова Н. Ю. Учебный проект : его возможности. // Учитель. – 2000. - №3
4. Полат Е. С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000.
5. Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения. // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998.
6. Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2008.
7. Шамова Т. И. Технология проектного обучения. В сб. : Реализация управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. – М. : МПГУ, 1998.
8. Голованова В. И., Карбанович О. В., Лупоядова Л. Ю., Якимович И. Г. Проектная и исследовательская деятельность. - Брянск,2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Памятка по развитию орфографической зоркости
1. Прочитать задания к упражнению, отметить основные ключевые задания;
2. Проанализировать задания и орфограмм в упражнении, определить необходимые правила;
3. Распределить орфограммы на «легкие и трудные» (те, которые автоматически проверяются, и те, которые автоматически проверить не удается);
4. Начать работу на черновике;
5. Справиться с «легкими» орфограммами, а на месте «трудных» оставить пробел;
6. В учебнике или в справочнике найти правила и примеры, которые помогут справиться с «трудными» орфограммами;
7. Завершить работу в черновике с трудными орфограммами;
8. Сделать для себя памятку с теми правилами и примерами, которые являются на данный момент трудными (составить схему или краткий алгоритм действий);
9. Найти в дополнительной литературе примеры на те правила, которые оказались трудными для того, чтобы дополнительно потренироваться в них и убедиться, что навык работы с ними автоматизирован;
10. Проверить выполненную мною работу;
11. Переписать проверенную работу на чистовик.
Алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных
Самостоятельная работа № 1.
Раздаточный материал.
1. Восстанови алгоритм правописания безударных падежных окончаний существительных.
Ставлю существительное в ___ и определяю. Подбираю ___ и ставлю его в ту же. Пишу такое же ___, какое у. Проверяю написанное.
2. Используя алгоритм, вставь пропущенные окончания, обозначь орфограмму.
Букет черёмух__ (,
ездил к тёт__ (,
шов на плать__ (,
забота о брат__ (,
рисунок на ткан__ (,
ходит без обув__ ().
*Составь словосочетания глаг. + сущ., поставив данные существительные в указанном падеже.
Читал латынь (Д. п. ,
вспоминал молодость (П. п. ,
вырезал бумага (Р. п. ,
сидел стул (П. п. ,
поступил совесть (Д. п.).
2. Образец для проверки самостоятельной работы №1.
1. Восстанови алгоритм правописания безударных падежных окончаний существительных.
Ставлю существительное вначальную формуи определяю склонение. Подбираюслово-помощник и ставлю его в ту же форму. Пишу такое же окончание, какое услова-помощника. Проверяю написанное.
2. Используя алгоритм, вставь пропущенные окончания, обозначь орфограмму.
1 Букет черёмух и (земли, ездил к тёте (лун е).
2 шов на платье (окне, забота о брат е (кон е,
3 рисунок на ткан и (печи, ходит без обув и (степ и,
*Составь словосочетания глаг. + сущ., поставив данные существительные в указанном падеже.
Читал по латыни, вспоминал о молодости, вырезал из бумаги, сидел на стуле, поступил по совести.
3. Самостоятельная работа №2.
1. Чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного необходимо:
1)поставить существительное в ___;
2)определить ___;
3)подобрать ___;
4)написать такое же ___, как у ___;
5) проверить написанное, выделить.
2. Используя алгоритм, вставь пропущенные окончания, обозначь орфограмму.
Чертил по линейк__ (,
дрова для печк__ (,
мечтал о солнц__ (,
был в цирк__ (,
остались в памят__ (,
развалины крепост__ ().
4. Образец для проверки самостоятельной работы №2.
1. Чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного необходимо:
1)поставить существительное в начальную форму;
2)определитьсклонение;
3)подобратьслово-помощник;
4)написать такое же окончание, как услова-помощника;
5) проверить написанное, выделить орфограмму.
2. Используя алгоритм, вставь пропущенные окончания, обозначь орфограмму.
Чертил по линейке (по лун е,
1
дрова для печки (для земли,
2
мечтал о солнц е (об окне,
2
был в цирк е (в кон е,
3
остались в памяти (в печи,
3
развалины крепости (степ и).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных
Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.
1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
2. Определить падеж слова с безударным окончанием.
3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
6. Записать то же окончание в безударную позицию.
1. Нач. ф. род скл.
2. Падеж.
3.
4. Проверочное слово.
5. Пров. слово падеж
6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных.
1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.