Светлана Дубова
Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Дары осени» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие с элементами экспериментирования «Дары осени» (средняя группа)
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.
Образовательные:
*Закрепить представления детей о времени года «Осень».
*Формировать представления о сезонных изменениях в природе.
Публикация «Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования „Дары осени“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
*Обогащать и активизировать словарь детей прилагательными, обозначающими название листьев деревьев (кленовый, березовый, дубовый и др., свойства и качества листьев (гладкий, блестящий, шершавый, ломкий, хрупкий).
*Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
*Учить правильно строить ответ на вопрос, поставленный воспитателем.
*Конкретизировать понятие «Листопад».
Развивающие:
*Развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы, умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
*Развивать память и речь детей.
*Формировать образную речь, сопровождать слова движениями.
*Способствовать развитию у детей логического мышления.
Воспитательные задачи:
*Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой в осенний период.
*Вызвать положительные эмоции.
Интеграция образовательных областей:
*Познавательное развитие
*Художественно-эстетическое развитие
*Социально-коммуникативное развитие
*Речевое развитие
*Физическое развитие
Виды детской деятельности:
*Познавательно-исследовательская
*Коммуникативная
*Игровая
*Восприятие художественной литературы
*Двигательная
Формы организации детской деятельности на разных этапах:
*Фронтальная, коллективная;
*Индивидуальная;
Методы:
*Словесный
*Игровой
*Наглядный
*Практический
Приемы:
*Сюрпризный момент
*Речевое сопровождение деятельности, беседа
*Использовании ИКТ (презентация)
*Художественное слово
*Рассматривание
*Экспериментирование
*Указания
*Использование карточек-моделей
*Поощрение
Формы организации:
*Психогимнастика
*Проблемно-игровая ситуация
*Ситуативный разговор
*Рассматривание
*Экспериментирование
*Дидактические игры
*Динамическая пауза
*Рефлексия
Предварительная работа:
Работа с детьми:
* Наблюдения за сезонными изменениями в природе на прогулке (изменение
цвета листьев, листопад).
*Сбор листьев разных деревьев.
* Рассматривание дидактических альбомов «Осень», «Деревья»
* Чтение стихов об осени.
* Чтение рассказа Г. Р. Граубина «Почему желтеют листья»
* Дидактические игры «Найди себе пару». «Разрезные картинки», «С какой
ветки детки?»
* Пальчиковая игра «Осенние листочки».
* Дыхательная гимнастика «Сдуй листок»
* Подвижные игры «Мы – листики осенние», «Раз, два, три к дереву беги!»
* Изготовление осенних поделок (совместно родителей и детей).
Подготовка воспитателя:
*Подбор слайдов по теме
*Разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности;
*Подготовка аппаратного обеспечения;
*Подбор аудио сопровождения
*Подготовка материала
Материалы и оборудование:
*Ноутбук, мультимедийный проектор
*Музыкальная колонка
*листья различных деревьев (свежие и сухие)
*Таз с водой
*Подносы
*Камешки
*Клеёнки
*Салфетки
*Карточки для дидактической игры «Листья и тени»
Методическое обеспечение:
*Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург Детство-пресс- 2019г. – 512с.
*Горькова Л. Г., Кочергена А. В., Обухова. Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» (средняя, старшая, подготовительная группа) – Москва ВАКО, 2005г. – 240 с.
*Тимофеева Л. Л. «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим» Конспекты различных форм работы 4-5 лет. Москва ООО «Русское слово» - 2019г. – 432с.
Программное обеспечение:
*Microsoft office Power Point 2010г
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть!
Все ребята встали в круг.
Ты – мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся»
Обращает внимание детей на окно, на котором лежит кленовый листок.
К нам в открытое окошко листик клена залетел,
Видно что-то по секрету рассказать нам захотел! Хотите узнать, что? Посмотрите, тут что-то написано. Давайте прочтём и попробуем отгадать, кто прислал нам такое необычное письмо.
«Вновь пришла моя пора.
Рада встрече, детвора!
Я без красок и без кисти
Разукрасила все листья,
Самых ярких набрала,
Вам в подарок принесла!»
Ребята, как вы думаете, кто мог написать это письмо? (ответы детей).
Да, это осень, Посмотрите, её подарки у вас на столах лежат. Давайте их посмотрим (дети садятся за столы).
Какие разные листья подарила нам осень. Давайте вспомним, как называются листья разных деревьев. Вы, ребята не зевайте, одним словом отвечайте! Дидактическая игра «Назови лист» (слайды презентации)
Вопросы к детям:
-Как называются листья берёзы? (берёзовые)
-Как называются листья рябины? (рябиновые)
-Как называются листья клёна? (кленовые)
-Как называются листья дуба? (дубовые)
-Как называются листья осины? (осиновые)
-Как называются листья липы? (липовые)
Молодцы! Всё правильно назвали!
Дидактическое упражнение «Листья и тени» (карточки)
Посмотрите, осень хочет узнать, а кто же из вас самый внимательный? Посмотрите, на её подарки. У вас есть карточки, на которых изображены листья и их тени. Нужно внимательно посмотреть и соединить вместе лист и его тень.
Молодцы, всё правильно выполнили!
А сейчас давайте познакомимся поближе с другими подарками осени – разноцветными осенними листьями.
Задания:
*Давайте найдем 2 самых больших листа (свежий и сухой). От какого они дерева? (от клёна).
-Погладьте его рукой. Какой лист на ощупь? (гладкий, холодный).
- Сложить лист пополам (складывается)
-Перевернуть лист. Чем отличается? (не гладкий, есть прожилки, цвет бледнее)
* Найдите сухой лист.
- Погладить его рукой. Какой он на ощупь? (шершавый, негладкий, жесткий)
-Попробуйте его сложить. Что случилось с листом? (сломался, раскрошился, сухой лист хрупкий, ломкий).
Закрепление в речи прилагательных: гладкий, шершавый, хрупкий, ломкий.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас на прогулку в осенний парк. Давайте вспомним, как шелестят под ногами осенние листья (аудиозапись шелест листьев под ногами). Вот мы и на месте. Попробуйте отгадать, о каком осеннем явлении я вам расскажу.
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят…
Что же это? (листопад).
Да, вы правы! Это – листопад. Я знаю, что вы любите за ним наблюдать. И конечно сможете мне ответить, какие листья падают на землю быстрей крупные или мелкие? Давайте это проверим. Найдите крупный и мелкий лист. Поднимите руки вверх и опустите одновременно оба листика. Какой из них упал быстрее? (крупный).
Динамическая пауза «Листопад»
Оказывается наш гость листок – немного волшебник! Я взмахну им, и превращу вас в легкие листики.
Листопад, листопад (плавное движение рук сверху-вниз)
Листья желтые летят (бегут по кругу)
Плавно в воздухе кружатся (кружатся на месте)
Тихо под ноги ложатся (присесть на корточки)
Воспитатель: А сейчас я снова превращаю вас в детей (взмах листом) и предлагаю продолжить знакомство с нашими листьями. И я вместе с осенью приглашаю вас к нашему маленькому водоёму! (Предлагает подойти к столу, где подготовлен таз с водой, мелкие камешки и листья). Дети берут в одну руку камешек, в другую – лист и определяют, что тяжелее. Затем бросают в таз с водой сначала камешек, затем, листья.
Воспитатель: В народе о таких листьях говорят:
«Рыжий Егорка свалился в озёрко.
Воды не всколыхнул и сам не утонул»
Как вы думаете, почему не утонули листья? Подводится итог эксперимента : листья лёгкие, поэтому они не тонут, а плавают по поверхности воды.
Затем детям предлагается вернуться за столы.
Релаксация: (слайд презентации)
Воспитатель: Ребята, наша затейница Осень приготовила для вас ещё одну загадку. Это зашифрованная картинка. Давайте попробуем ее отгадать. (На компьютерной презентации слайд с изображением осеннего листа, пера, птицы, кораблика и ёлочного шара).
Вопросы к детям:
-Что же этим хотела сказать нам осень?
-Чем лист похож на пушинку? (лёгкий).
-Чем он схож с птичкой? (летит).
-Что общего у листа с корабликом? (плавает в воде)
-Почему похож на елочную игрушку? (хрупкий, легко ломается)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все загадки осени отгадали. И об осенних листиках много нового узнали! Давайте поблагодарим нашу красавицу Осень за ее подарки! И я точно знаю, что их будет ещё много в осенние деньки!