Анастасия Кутафина
«Пожарная безопасность». Методическая разработка с использованием игровой инновационной технологии «Лэпбук»
Пояснительная записка.
В условиях реализации нового Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, в котором выделены основные направления развития ребенка: инициативность, самостоятельность и творчество. Передо мной встала необходимость поиска новых форм взаимодействия с детьми, с целью их всестороннего развития, а также поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества.
Публикация «„Пожарная безопасность“, Методическая разработка с использованием игровой инновационной технологии „Лэпбук“» размещена в разделах
- Лэпбук по теме «Пожарная безопасность»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Игры, дидактические пособия, макеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Применение передовых инновационных технологий дает возможность мне как педагогу добиться намеченных целей, сделать процесс ознакомления ребенка с окружающим миром наиболее интересным и запоминающимся. Так в своей педагогической практике наряду с применением иных различных передовых технологий, я использую инновационную игровую развивающую технологию «Лэпбук».
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга, интерактивная папка для детей на заданную тему. Это такая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях, на столе и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить ее содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке.
В процессе взаимодействия с «лэпбуком» дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами применяя познавательно-исследовательские способности. Все материалы «лэпбука» соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.
«Лэпбук» способствует:
-пониманию и запоминанию, структурированию дошкольником информации по изучаемой теме;
-расширению и обогащению словарного запаса;
-развитию связной речи;
-развивает познавательный интерес и творческое мышление;
-приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
-повторению и закреплению материала по пройденной теме;
-развитию личности, мотивации, способностей.
Данное дидактическое пособие посвящено теме пожарной безопасности детей. Обучение правилам пожарной безопасности является одним из важнейших моментов безопасности жизнедеятельности для детей, а в связи с тем, что информации, которую необходимо донести детям по этой теме много, но вся она расположена отдельно друг от друга. Поэтому передо мной встала необходимость собрать всю информацию в единую папку – «лэпбук». Разработанное дидактическое пособие «лэпбук» предназначено для педагогов дошкольного учреждения в работе с детьми старшего дошкольного возраста, а также для детей в их самостоятельной и игровой деятельности.
Актуальность.
Еще в древних временах огонь интересовал человека. С одной стороны, огонь – друг человека, а с другой может быть врагом. Без огня очень плохо – не приготовить пищу, не осветить дом. Сейчас, в наше время, когда все электрифицировано, огонь, по-прежнему, играет немаловажную роль. К сожалению, ежегодная статистика, показывает рост числа происшествий, в которых от огня страдают дети. Все мы знаем, что детей привлекает огонь. И этот познавательный интерес должен быть направлен в нужное русло. А это значит, что дети должны знать правила обращения с огнем. Родителям и педагогам необходимо помочь детям узнать как можно больше об окружающем мире, предостеречь об возможных опасностях, которые их ожидают на пути к познанию. Данное дидактическое пособие дает детям возможность в игровой форме закрепить полученные знания о пожарной безопасности. Актуальностью данной игровой технологии является то, что «лэпбук» - это отличный способ закрепления и повторения материалов, с которыми ребенок уже был знаком.
Цель. Закрепление элементарных правил пожарной безопасности с детьми, развитие у них чувства самосохранения.
Задачи:
• Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности;
• Формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности;
• Продолжать расширять представления о безопасном поведении в случае возникновения пожара (умении ориентироваться в группе и в других помещениях, уметь позвонить на«01»);
• Продолжать знакомить со средствами пожаротушения;
• Уточнить знания детей о профессии пожарного;
• Учить безопасному обращению с бытовыми приборами;
• Активизировать словарь;
• Формировать навыки самостоятельности;
• Воспитывать ответственность за свою жизнь.
Разработанное мною дидактическое пособие, с применением игровой инновационной технологии «лэпбук», позволяет решить перечисленные задачи, в форме игры обобщить, закрепить, систематизировать имеющиеся знания детей о пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях.
Комплектация.
Данное дидактическое пособие имеет пять разделов. В каждом разделе представлены развивающие элементы, позволяющие решать различные задачи образовательных областей («Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», в соответствии с Федеральным Образовательным Государственным Стандартом.
Первый раздел включает в себя:
1. Макет «Пожарный щит».
Цель: посредством ознакомления детей с макетом пожарного щита, комплектацией инвентаря (первичными средствами пожаротушения, способствовать формированию осознанного отношения к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих.
2. Комплект карточек «Правила пожарной безопасности».
Цель: посредством ознакомления детей с правилами пожарной безопасности, способствовать формированию осознанного отношения к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Пояснительная записка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491122051.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 В условиях реализации нового Федерального образовательного стандарта дошкольного образования в котором выделены основные направления развития ребенка инициативность самостоятельность и творчество](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491122079.jpg)
3. Комплект карточек «Знаки эвакуации и пожарной безопасности», д/и «Найди и назови знак».
Цель: посредством ознакомления детей со знаками эвакуации и пожарной безопасности, формировать готовность применить сознательные действия при выходе из чрезвычайной ситуации.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Передо мной встала необходимость поиска новых форм взаимодействия с детьми с целью их всестороннего развития а также поддержки детской инициативы самостоятельности и творчества](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491122647.jpg)
4. Книжка – раскладушка «Правила поведения при пожаре, если выход из охваченного огнем помещения невозможен».
Цель: посредством ознакомления детей с правилами поведения при пожаре, если выход из охваченного огнем помещения невозможен, формировать готовность применить сознательные действия в чрезвычайной ситуации.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Публикация Пожарная безопасность Методическая разработка с использованием игровой инновационной технологии Лэпбук размещена в разделах Лэпбук по теме Пожарная безопасность Лэпбук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491122708.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Лэпбуки на все темы Пожарная безопасность Пожарная безопасность](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491122752.jpg)
5. Книжка – раскладушка «Правила поведения при пожаре».
Цель: посредством ознакомления детей с правилами поведения при пожаре, формировать готовность применить сознательные действия при выходе из чрезвычайной ситуации.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Так в своей педагогической практике наряду с применением иных различных передовых технологий я использую инновационную игровую развивающую технологию Лэпбук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491122816.jpg)
6. Кармашек «Одежда и снаряжение пожарного».
Цель: посредством ознакомления детей с одеждой и снаряжением пожарного, подвести к осознанному пониманию значимости данной профессии для общества.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Лэпбук в дословном переводе с английского значит наколенная книга колени книга интерактивная папка для детей на заданную тему](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491122867.jpg)
7. Кармашек дидактическая игра «Что пригодится при пожаре?».
Цель: посредством ознакомления детей с профессией пожарный, формировать представление о предметах облегчающих труд людей данной профессии.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Это такая самодельная папка которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях на столе и за один раз просмотреть всё её содержимое](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123263.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Но несмотря на кажущую простоту в ней содержатся все необходимые материалы по теме](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123278.jpg)
Второй раздел включает в себя:
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми осмыслить ее содержание провести исследовательскую работу в процессе которой ребенок участвует в поиске анализе и сортировке](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123300.jpg)
1. Книжка – раскладушка «История пожарной охраны».
Цель: познакомить детей с историей развития пожарной техники.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 В процессе взаимодействия с лэпбуком дети не получают знания в готовом виде а добывают их сами применяя познавательно исследовательские способности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123351.jpg)
2. Кармашек «Пожарная техника».
Цель: познакомить детей с разновидностями пожарной техники.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123385.jpg)
3. Кармашек дидактическая игра «Пожароопасные предметы»
Цель: посредством ознакомления детей с пожароопасными предметами, формировать осознанное и осторожное отношение к предметам, которые наиболее часто являются причиной пожара.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Данное дидактическое пособие посвящено теме](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123458.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Пожарная безопасность пожарной безопасности детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123473.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Обучение правилам](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123490.jpg)
4. Кармашек «Запрещающие знаки пожарной безопасности».
Дидактическая игра «Собери и назови знак».
Цель: посредством ознакомления детей с запрещающими знаками пожарной безопасности, формировать осознанное положительное отношение к выполнению установленных норм поведения.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Пожарная безопасность](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123528.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Поэтому передо мной встала необходимость собрать всю информацию в единую папку лэпбук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123545.jpg)
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Еще в древних временах огонь интересовал человека](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123558.jpg)
5. Кармашек дидактическая игра «Огонь - друг или враг?»
Цель: посредством дидактической игры показать значимость огня в жизни человека в той или иной ситуации.
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 С одной стороны огонь друг человека а с другой может быть врагом](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123748.jpg)
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Без огня очень плохо не приготовить пищу не осветить дом](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123766.jpg)
Третий раздел включает в себя:
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Сейчас в наше время когда все электрифицировано огонь по прежнему играет немаловажную роль](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123801.jpg)
1. Кармашек «Лабиринты».
Цель: посредством использования дидактической игры, способствовать совершенствованию умения определять способы решения поставленной задачи.
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 К сожалению ежегодная статистика показывает рост числа происшествий в которых от огня страдают дети](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123824.jpg)
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Все мы знаем что детей привлекает огонь](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123842.jpg)
2. Кармашек «Огонь – опасная игра» (рассматривание мало сюжетных картинок).
Цель: посредством рассматривания мало сюжетных картин, способствовать формированию привычки осознанного поведения в различных пожароопасных ситуациях.
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 И этот познавательный интерес должен быть направлен в нужное русло](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123887.jpg)
![Смотреть фотографию №25 Фото №25 А это значит что дети должны знать правила обращения с огнем](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123903.jpg)
3. Кармашек «Чтобы не было беды. Это надо знать!» (вопросы на «засыпку»).
Цель: посредством предложенных вопросов, способствовать формированию у детей осознанных суждений о пожарной безопасности.
![Смотреть фотографию №26 Фото №26 Родителям и педагогам необходимо помочь детям узнать как можно больше об окружающем мире предостеречь об возможных опасностях которые их ожидают на пути к познанию](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123935.jpg)
![Смотреть фотографию №27 Фото №27 Данное дидактическое пособие дает детям возможность в игровой форме закрепить полученные знания о пожарной безопасности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123953.jpg)
4. Кармашек «Тайна волшебного пламени» (кроссворды).
Цель: посредством предложенных кроссвордов, способствовать уточнению знаний детей о пожарной безопасности.
![Смотреть фотографию №28 Фото №28 Актуальностью данной игровой технологии является то что лэпбук это отличный способ закрепления и повторения материалов с которыми ребенок уже был знаком](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123979.jpg)
![Смотреть фотографию №29 Фото №29 Закрепление элементарных правил пожарной безопасности с детьми развитие у них чувства самосохранения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491123999.jpg)
Четвертый раздел включает в себя:
![Смотреть фотографию №30 Фото №30 Данное дидактическое пособие имеет пять разделов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491124023.jpg)
1. Кармашек «Пожарная безопасность» (беседы).
Цель: посредством предложенных бесед, способствовать формированию представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
![Смотреть фотографию №31 Фото №31 Первый раздел включает в себя](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491124053.jpg)
![Смотреть фотографию №32 Фото №32 Макет Пожарный щит](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491124070.jpg)
2. Кармашки «Стихи», «Загадки», «Пословицы», «В гостях у сказки».
Цель: посредством использования художественной литературы, способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта, при формировании основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
3. Кармашек «Ребусы».
Цель: посредством использования дидактической игры, способствовать совершенствованию умения определять способы получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельность.
![Смотреть фотографию №33 Фото №33 Цель посредством ознакомления детей с одеждой и снаряжением пожарного подвести к осознанному пониманию значимости данной профессии для общества](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491124304.jpg)
![Смотреть фотографию №34 Фото №34 Кармашек дидактическая игра Что пригодится при пожаре](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491124320.jpg)
Пятый раздел включает в себя:
![Смотреть фотографию №35 Фото №35 Цель посредством ознакомления детей с профессией пожарный формировать представление о предметах облегчающих труд людей данной профессии](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491124335.jpg)
1. Кармашек дидактическая игра «Собери и назови картинку».
Цель: посредством дидактической игры, способствовать уточнению знаний детей по теме пожарная безопасность.
![Смотреть фотографию №36 Фото №36 Второй раздел включает в себя](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491124393.jpg)
![Смотреть фотографию №37 Фото №37 Книжка раскладушка История пожарной охраны](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491124412.jpg)
![Смотреть фотографию №38 Фото №38 Цель познакомить детей с историей развития пожарной техники](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227169-1491124435.jpg)
2. Книжки – раскладушки из серии «Сделай сам» (рисование, лепка, аппликация, ручной труд).
Цель: посредством художественно – эстетического развития детей, способствовать формированию интереса к эстетической стороне окружающей действительности.