Ольга Зимина
Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Что значит беречь природу?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Что значит беречь природу».
Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, о многообразии птиц и зверей, о взаимосвязи животного и растительного мира. Учить детей беречь природу, знать, что делать для того, чтобы сохранять и преумножать природу. Учить делать выводы, умозаключения.
Интеграция: познание, коммуникация, здоровье.
Предварительная работа: наблюдение, беседы, чтение литературных произведений.
Материал: картинка с изображением трех сорок, карточки с изображением птиц, сорока - игрушка, голос сороки в записи, объявления, карточки для составления пищевой цепочки.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе „Что значит беречь природу?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход занятия:
Педагог загадывает загадку:
Трещит с самого утра
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора?
Такая с ней морока
Когда трещит (сорока,
Показывает картинку с изображением трех сорок
- Что это за птицы?
- Как вы узнали, что это сороки?
Что они делают?
Сороки разговаривают, т. к. они кричат громко, их называют тараторки или трещетки.
Слышали выражение: трещит, как сорока? Послушайте скороговорку:
Три сороки тараторки
Тараторили на горке
Заучивание скороговорки, сначала медленно, затем ускоряя темп.
- Так о чем тараторили сороки, как вы думаете?
- Какое сейчас время года? Осень.
- О чем осенью могут беспокоиться сороки?
Беседа об осенних явлениях природы: стало холодно, улетают птицы, опадают листья, птицам остается мало еды, идут дожди и т. д.
Педагог:
А теперь, по желанию, кто хочет быть сороками и поговорить о том, что беспокоит их сейчас, осенью. Только помните, что сороки тараторки, говорят быстро, перебивают друг друга, тараторят, трещат.
Дети надевают шапочки сорок и передают разговор птиц. Выглядит это примерно так:
- А вы знаете, холодно стало, ветер.
- А листьев на деревьях нет почти, все облетели.
- А вчера дождь лил, крылья намочил, пор-ра, крышу искать пор-ра.
- И комаров не стало и мухи спрятались
- А птицы почти все улетели, есть нечего пор-ра и нам о зиме подумать, порра, пор-ра!
Педагог:
- Сороки говорили о том, что улетели птицы. А почему они улетают? Какие птицы улетают, а какие остаются? Покажите.
На столе карточки с изображением птиц. Дети подходят, называют птицу, слева на доске размещают зимующих птиц, справа перелетных.
Игра «Птицы»
дети делятся на три группы журавли, утки, ласточки.
Журавли летят, на всю Русь кричат
-Гу - гу –гу не догнать никому
Утки летят на всю Русь кричат
Ути-ути, далеко на юг лети
Ласточки летят, на всю Русь кричат
-Фить-фить родного дома не забыть!
Педагог:
-Птицы улетели, а к нам опять сорока (игрушка) прилетела и кричит (голос в записи).
Я сорока белобока
Я живу в лесу далеком
Я все слышу, я все знаю,
Ничего не забываю.
Говорят, что я трещу,
Ни минутки не молчу
Но нельзя мне замолчать
Я хочу секрет узнать
Кто это написал
Помогите мне.
Подает объявления.
Игра «Узнай по объявлениям».
Педагог читает объявления, дети отгадывают, кто написал.
1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
4. Помогу всем у кого сломался будильник?
5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом.
7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию.
8. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность.
9. Всем, всем, всем.! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.
10. Учу всем наукам! Из птенцов а короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.
11. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!
12. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени- отчеству. Патрикеевной больше не называть!
Педагог:
У животных и птиц есть своя среда обитания, место, где они живут, выводят детенышей. Лес, поле, роща, река – это их дом. Здесь у них гнездо или нора, здесь еда, здесь у них защита, здесь и враги.
Экологическая башня «Лес».
Материал: набор карточек с иллюстрациями по четыре в каждом (например, лес- растение-травоядное животное-хищник).
Ход игры
Педагог:
- Это гриб, где он растет (В лесу).
- Кто из зверей питается в лесу грибами? (Белка).
- Есть ли у нее враги? (Куница).
Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов, объяснить свой выбор.
Показать, что если убрать один их компонентов (например, гриб, то вся цепочка распадется.
Варианты:
лес – ягоды – еж - лиса;
лес – цветок – пчела - медведь;
лес – желуди - дикий кабан - волки;
лес - сосновая шишка – дятел - филин и т. д.
Педагог:
Человек – тоже часть природы. Человек не может без леса, без реки, без птиц, без зверей. Поэтому мы должны беречь природу. А что значит беречь природу?
Игра: «Что будет, если?»
Педагог задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например:
-Что будет если один мальчик бросит в реку банку из под колы? А два, а три? А много мальчиков?
-Что будет, если в выходной день из леса одна семья привезет охапку подснежников? Две семьи, Пять?
-Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу?
- Что будет если один человек, гуляя по лесу сломает ветку. А десять человек? А все, кто приходит в лес, будут ломать ветки?
- Что будет, если один человек найдет гнездо и разорит его? А два? А десять?
Педагог:
Ребята, так что значит «беречь природу?» Ответы детей.
Мы не гости на планете,
И земля наш общий дом.
Будет в нем светло и чисто,
Если мы позаботимся о нем.