Ирина Хмуркина
Конспект интегрированного занятия «Космос, звёзды, Вселенная»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «Теремок»
Конспект
интегрированного занятия
по экологии и развитию речи.
(старшая разновозрастная группа)
Тема:
с. Б. Кемары
Программное содержание.
Образовательные:
1. Дать детям представление о звёздах, как огромных космических телах.
Путём опыта показать детям, что звёзды светят не только ночью, но и
днём.
2. Продолжать формировать систему знаний о солнечной системе,
космосе, планетах; подчеркнуть уникальность планеты Земля.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Космос, звёзды, Вселенная“» размещена в разделах
3. Продолжать знакомство с глобусом – моделью Земли.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать,
делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное, ответственное отношение к планете, на
которой мы живём.
2. Воспитывать познавательный интерес к космической теме.
Светятся звёзды, светятся…
Даже порой не верится,
Что так велика Вселенная.
В небо смолисто-черное
Гляжу, все забыв на свете…
А всё-таки это здорово,
Что ночью нам звёзды светят.
- Ребята, о чем я прочитала стихотворение?
- А вам нравится смотреть на ночное небо?
- Давайте и мы полюбуемся ночным звёздным небом.
(Открыть модель звёздного неба – зонт).
- Как вы думаете, звёзды, они какие? Вам хочется взять их в руки? А на
самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары, похожие на
Солнце. Те, которые горячее Солнца – голубые, менее горячие – красные.
- Ребята, если светят звёзды, небо чёрное, то какое это время суток?
- Как вы думаете, звёзды светят только ночью? (ответ детей).
- А я хочу с вами поспорить и доказать вам, что звёзды светят и днём.
Мы проведём опыт.
Ход опыта:
Пробьем дыроколом отверстие в картоне и вложим его в конверт.
Находясь в хорошо освещенной комнате возьмем в одну руку конверт, в
другую фонарь. Включим фонарь и на расстоянии 5 сантиметров поставим на
обращенную к вам сторону конверт, потом на другую сторону.
Итог:
Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите на
освещённую к вам сторону, но становятся хорошо заметны, когда свет от
фонарика направлен с другой стороны конверта прямо на вас.
Почему?
В освещённой комнате свет проходит через дырки в картоне независимо от
того, где находится свет фонаря, но видно становится их тогда, когда
отверстие, благодаря проходящему через него свету начинает выделяться на
темном фоне. Со звёздами происходит то же самое. Они светят и днём и
ночью, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет
звёзд затмевается. Значит звёзды светят и днём.
Вывешиваю плакат «Строение солнечной системы».
- Ребята, что здесь нарисовано? (Солнце, планеты).
- Как это называется? (Космос)
-Кто покажет нашу планету?
- Как она называется?
Да, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли – это
космос или Вселенная. Вселенной нет конца и края. Она наполнена
множеством планет, звёзд, комет и других небесных тел. Там царит холод и
мрак (темнота). Там нет воздуха. А если нет воздуха, то нет… чего? (Жизни).
Мы сможем жить без воздуха?
Давайте проведё м опыт:
Закройте рот и нос. Посмотрим, сможем ли мы не дышать. Нет, мы
задохнёмся. Умрём. Без воздуха умрём и мы и всё живое: птицы, животные,
растения.
Вспомните, мы проводили опыт, воздух есть везде: вокруг нас, в воде,
листьях…
А так как в космосе нет воздуха, там невесомость, все предметы там плавно
летают, плавают.
Давайте и мы с вами поплаваем как в космической невесомости.
Физкультминутка: игра-импровизация «Обитатели космоса».
(Дети выполняют плавные движения под космическую музыку.)
- Ну, вот мы с вами и побывали в космической невесомости.
- Скажите, какие ещё планеты вы знаете?
- Сколько их?
- Как вы думаете, планеты стоят на месте или движутся?
- Вокруг чего?
Правильно, все планеты, звёзды движутся вокруг солнца и движутся очень
быстро каждая по своему пути, по своей орбите, и никогда с неё не сойдут и
не столкнутся друг с другом. Поэтому всё это и называется «космос»- что
обозначает порядок, строй.
У каждой планеты
Свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте,
С орбиты свернуть.
Вокруг солнца вращаются
Наши планеты
По-разному все они
Солнцем согреты.
- Почему же по-разному все они Солнцем согреты? (Находятся на разном
расстоянии от Солнца).
Но вот представьте себе, случилась беда – все планеты солнечной системы
перепутались. И наша Земля попала на орбиту ближе к Солнцу, тогда… (мы
сгорим). Но мы этого не хотим. И замёрзнуть мы не хотим. Надо скорее
навести порядок. Найти каждой планете свой путь, свою… (орбиту).
Сейчас мы поиграем в игру
«Разложи планеты правильно»
1. На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно друзья.
-Какая у нас самая жаркая планета?
Где она расположена?
(Меркурий, так как она ближе к Солнцу).
2. А эта планета нам всем дорога,
Нам жизнь подарила планета…
(Земля).
- На какой орбите вращается планета Земля?
- На каком месте от Солнца она расположена? (3).
3. К планете Земля две планеты близки
Дружок, имена их скорее назови.
(Венера, Марс)
4. А эта планета гордится собой
Поскольку считается самой большой
- Что это за планета?
(Юпитер, орбита №5)
5. Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличилась она.
(Сатурн, орбита №6)
6. Что за планета зелёного цвета?
(Уран,орбита №7)
7. Царь морской названье той планете дал.
Он именем своим её назвал.
(Нептун, орбита №8)
8. А эту планету холод страшный сковал,
Теплом её солнечный луч не достал.
- Какая самая холодная и самая маленькая планета?
(Плутон, орбита №9)
Вот мы и навели порядок в солнечной системе. Берегите его.
Воспитатель приносит коробочку.
Условие: Открыть, если отгадаете загадку.
1.) Шар не велик
Лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажешь весь свет.
2.)На ноге стоит одной,
Крутит вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
- Что это? (Глобус)
- Да, это глобус – модель нашей планеты «Земля».
- Какую форму имеет глобус?
- Почему?
Посмотрите на все планеты, они все разного цвета:
Марс – красный,
Уран – зелёный,
Нептун – синий.
А наша планета Земля – разноцветная.
- Почему? (Ответы детей)
- Что обозначает синий цвет?
- Почему где-то синий, где-то голубой?
- Что обозначает жёлтый и коричневый цвет?
- Что обозначает зелёный цвет?
- Есть ли реки, моря, леса на других планетах? (Нет)
- Правильно, поэтому они окрашены в один цвет.
- Ребята, посмотрите, глобус очень хрупкий. Он сделан из пластмассы.
Если его ударишь или уронишь, то он разобьется. Так и наша Земля – о
ней необходимо заботится, охранять, беречь.
Кружится хоровод планет.
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определён,
Но только на Земле мир
Жизнью заселен.