Перегонцева Светлана Леонидовна
Конспект интегрированного занятия по экологии «В гостях у Лесовичка» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- уточнить представления об осенних изменениях в природе;
- закрепить правила экологически грамотного поведения в природе;
- учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
- развивать связную речь, пополняя и активизируя словарный запас;
- формировать навыки речевого общения;
- развивать наблюдательность, память, логическое и образное мышление;
- развивать общую моторику, координацию движений, а также слуховое восприятие через звуки природы.
Воспитывать доброту, бережное отношение к природе, умение видеть ее красоту.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии „В гостях у Лесовичка“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Словарная работа: лесная подстилка, мох, почва, луна, эксперимент.
Предварительная работа:
- экскурсия в лесок;
- наблюдение за деревьями на территории детского сада;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры и упражнения;
- эксперименты с водой и почвой;
- изготовление макета «лес»;
- прослушивание музыкальных произведений.
Методические приемы:
- художественное слово, беседа;
- психологический аутотренинг;
- речевая подвижная игра;
- пальчиковая гимнастика;
- опытническая деятельность;
- интонация звуков при помощи шумовых инструментов
- слушание звуков природы в аудиозаписи.
Оборудование:
- репродукция картин русских художников с изображением осенней природы;
- практический материал к игре «Разноцветные листочки»;
- аудиозапись звуков природы;
- набор шумовых инструментов (бумага, ветки, шишки, фольга, стаканчики с водой, лупы);
- макет «лес»;
- пиктограммы «Правильное поведение в лесу»;
- эмблемы «Друзья природы»
- сказочный персонаж «Лесовичок»
- корзина с сухими листьями.
Ход занятия:
1. Ритуал начала занятия «Доброе животное»
2. Воспитатель: - Дети, вы ходили когда- нибудь в лес?
Вы видели солнце на теплых полянах?
Деревья могучие, полные тайн?
Росу на веселых зеленых кустах?
Ведь все это можно увидеть только в лесу.
Давайте присядем, послушаем голоса леса и попробуем их угадать.
Все слушают аудиозапись «Звуки леса»
Воспитатель: - Так кому же принадлежат эти голоса?
(ответы детей)
Воспитатель: - Эти звуки можно услышать в лесу только летом.
А какое время года сейчас?
Осенью в лесу слышны совсем другие голоса. Да и сам лес выглядел иначе.
А вы хотели бы побывать в таком лесу?
Дети завязывают глаза и на счёт «Раз, два, три – в лес осенний попади»
Открывают глаза и видят вокруг себя разбросанные по ковру цветные листья.
Воспитатель: - Ну вот, мы с вами и оказались в осеннем лесу. В лесу очень светло,
только слышен шорох падающих листьев.
Смотрите, смотрите, падает лист.
А воздух осенний прозрачен и чист.
Смотрите, смотрите, падает лист.
Желтый, сухой, он совсем неказист.
(дети пальцами рук изображают падение листьев)
Листья писали мелками теней
Портреты июльских солнечных дней.
(рисуют в воздухе)
Смотрите, смотрите, падает лист.
И лес опустевший не так голосист
Деревья уснули и спят до весны
И смотрят лесные зеленые сны.
(дети присаживаются и засыпают)
Воспитатель:- Что напоминает нам звук падающих листьев?
Дети:- шуршание бумаги
Воспитатель приглашает детей за стол и предлагает воспроизвести звуки листопада с помощью бумаги.
«Осенней листвы разговор еле слышен.
- мы с кленов
- мы с яблонь
- мы с вязов
- мы с вишен
- с осинки, с черемухи, с дуба, с березы.
Везде листопад, на пороге морозы.
Воспитатель: - Какие еще звуки можно услышать в осеннем лесу?
Дети с помощью шишек, веток, воды, фольги воспроизводят журчание ручья, стука дятла, треск сучьев, белочку, прыгающую с ветки на ветру, шелест дождя по голым веткам.
- А еще мы можем услышать в лесу, как поет ветер.
Дети запевают гласную «у», глиссандируя по полутонам, одновременно показывая рукой звука- вверх, вниз.
Воспитатель обращает внимание детей на корзину с листьями, и дети вспоминают, что это они принесли ее недавно с прогулки. Затем все замечают, что листья в корзине зашевелились и показался Лесовичок.
- Это же Лесовичок! Как вы сюда попали?
Лесовичок :- Захотел погреться в корзине, да так и уснул.
Дети:- А мы как раз к тебе в гости собрались.
Лесовичок :- В гости – это хорошо. А вот правила вежливости вы не забыли?
(Дети работают с пиктограммами)
Лесовичок :- Теперь я вижу, что вы настоящие друзья природы, вы ее любите и
дружите с ней.
Дети, а вы могли бы угадать, какие деревья растут в лесу, если на них уже нет листьев?
Дети:- Конечно, по опавшим листьям под деревьями, по их ягодам и семенам.
Дети выкладывают ковер из осенних листьев и дарят его Лесовичку.
По просьбе Лесовичка дети поясняют роль лесной подстилки из опавших листьев в лесу, используя для наглядности макет «Кто живет в земле».
Воспитатель обращает внимание на зеленые островки среди опавшей листвы. Дети узнают в них мох.
- Как вы думаете, зачем в лесу растет мох?
Дети высказывают свои предположения о роли мха в лесу.
Воспитатель предлагает познакомиться со свойствами мха.
Проводятся эксперименты с сухим и влажным мхом:
1. Дети рассматривают сухой мох через лупу и определяют его свойства на ощупь.
В конце эксперимента делается заключение: мох имеет форму дерева, у него есть ствол и ветки. Сухой мох очень хрупкий, рассыпается при нажатии.
2. Поместить веточку мха в воду и дают ему намокнуть.
Заключение: мох пластичный, не рассыпается, делается мягким и упругим.
Выводы: сухой мох при увлажнении оживает. ( дети приходят к соответствующим умозаключениям о роли мха в природе: сохраняет влагу, восстанавливается при увлажнении, согревает почву от промерзания, обогащает воздух кислородом, его используют как подстилку в своем жилище многие лесные животные).
Лесовичок предлагает детям решить проблемную ситуацию:
- Представьте себе, что вас застала в лесу непогода, что вы будете делать?
Дети:- сделаем шалаш из веток и сучьев, а на землю выложим сухие листья и мох. Станет сухо и тепло.
Лесовичок хвалит детей за находчивость и дарит на память о встречи эмблемы «Друзья природы».