Елена Шкрунина
Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
5-6 ЛЕТ
Тема :
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ Детский сад № 3 «Берёзка»
г. Навашино Нижегородской области
Шкрунина Елена Борисовна
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе „Мы — друзья природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ : способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе, расширять представления детей о лесе и его обитателях ; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса ; совершенствовать навыки детей в изображении деревьев в нетрадиционной технике.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ : развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы ; формировать умение моделировать, понимать значение символов, развивать умение слушать друг друга, развивать художественно-творческие способности, эстетический вкус.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ : воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранение его целостности, умение вести себя в лесу ; воспитывать желание использовать в продуктивной деятельности различный природный материал.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ : развитие речевого дыхания, мелкой моторики пальцев рук, координации речи и движений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁ МЫ : художественное слово, загадывание загадок игровая мотивация, беседа, объяснения, показ, физкультминутки, музыкальное сопровождение, игра «Экологический светофор», дидактические игры «Живая-неживая природа», С какой ветки детки?»,
«Кто у кого?», «Кто лишний?», «Загадай-мы отгадаем».
ОБОРУДОВАНИЕ : импровизированные ворота в лес, украшенные осенними листьями, мольберт, фланелеграф, сигнальные карты (светофоры, магнитофон, аудиозапись «Звуки леса», листья и плоды деревьев : ель, сосна, лиственница, берёза, каштан, рябина, осина, дуб, клён, липа, вяз ; письмо от Старичка-Лесовичка, мяч, предметные картинки с изображением живой и неживой природы, птиц ; листы картона, клей, кисти, клеёнка, салфетка (на каждого ребенка), нитки, опилки, рис, макароны, трафареты разных деревьев, ноутбук,слайды с изображением птиц, диких животных, видеозапись с голосами диких животных, слайды «Правила поведения в лесу».
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : игровая - для повышения эмоциональной заинтересованности детей, участие в дидактических, подвижных играх имитационного характера, использование сюрпризного момента (письмо из леса), решение познавательных задач экологического содержания ; составление рассказов о птицах. просмотр слайдов с изображением птиц и диких животных, моделирование (работа со схемами) при составлении рассказов о животных. диалог об экологически правильном поведении в природе 4 продуктивная самостоятельная деятельность детей.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : зал, оборудованный для путешествия.
ТИП : актуализация ранее полученных знаний.
ВИД : занятие-путешествие.
Данное занятие было показано мною на районном методобъединении. На данном занятии присутствовали районный эколог, методисты Управления образования, воспитатели старших групп детских садов города.
Воспитатель обращает внимание детей на гостей, здороваются с ними.
В-ль читает стихотворение :
В-ль : Как вы думаете, о чем это стихотворение? (О природе)
В-ль : Что такое природа? ( Дети : Природа – это то, что нас окружает, не созданное руками человека.)
В-ль : Какая бывает природа? ( Дети : Живая и неживая.)
В-ль : Что относится к неживой природе? ( Дети : вода, земля, камни, небо, луна, солнце, горы, радуга и т. д.)
В-ль : Что относится к живой природе?
Дети : Животные : рыбы, насекомые,звери, птицы ; растения и люди.
В-ль : Почему мы называем природу живой? Давайте вы об этом нарисуете ( дети рисуют характерные признаки живого : дышит, растёт, питается, размножается, двигается) Так почему же природа называется живой? (Обобщает ответы детей, показывая схему) .
В-ль : А теперь другое задание. Перед вами на тарелочках лежат картинки. Выберите только те, где изображена природа (живая и неживая) и положите их перед собой. В-ль задаё т детям вопросы : «Почему ты не взял картинку, где нарисована машина? книга и т. п. Обобщает ответы детей.
В-ль : А может ли человек прожить без природы? Что даёт человеку природа?
Дети : Человек не может прожить без природы. Человек - часть природы. Она даёт ему воздух, воду, тепло, пищу, одежду.
В-ль : А ещё она даёт ему радость! Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Во все времена года наша природа красива. Но есть одно время года, которое нам дарит необыкновенную красоту! В это время года природа словно, отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое же это время года?
Дети : Осень!
В-ль : Правильно, это Осень! Ребята, сегодня утром я обнаружила на
столе необычное письмо. Сейчас я вам его прочитаю :
Письмо из леса
«Знаю лес и лес люблю, в гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу. В лес хожу я каждый день.
Всё в лесу мне интересно : каждый куст и каждый пень.
Я - весёлый старичок,Старичок – Лесовичок!»
В-ль : Ну, что, примем приглашение Старичка - Лесовичка?
Итак, отправляемся в путь!
-Ребята, перед нами ворота в осенний лес. Но, прежде чем мы пройдём в эти ворота, нам нужно выполнить задание : нам необходимо узнать дерево по листочкам и плодам. Давайте возьмём листочки и плоды и разложим их к маме- веточке (дети выполняют задание).
Воспитатель проверяет, как дети выполнили задание. Если кто-то ошибся, исправляют ошибку все вместе.
В-ль : Молодцы! Вы так много знаете разных деревьев, умеете различать их по листьям и плодам. А теперь можно пройти в ворота.
(Дети проходят через импровизированные ворота)
В-ль : Вот мы с вами на осенней полянке. Посмотрите, как красиво вокруг!А Под ногами у нас разноцветный коврик из листочков.
Давайте присядем на пенёчки, немного отдохнём, помолчим и послушаем звуки осени.
Включается аудиозапись «Звуки леса» (шелест листвы, журчание ручейка, пение птиц)
В-ль : Почему так жалобно курлычат журавли? Почему птицам приходиться покидать такую красивую осеннюю землю? (ответы детей) Вот эта модель - подсказка поможет вам объяснить : почему же птицы улетают осенью в теплые края, покидая свою родину.
В-ль : А как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
Дети : Перелётные.
В-ль : В нашем лесу тоже можно услышать пение птиц, правда не такое звонкое, как летом, а вот каких птиц, давайте отгадаем!
Воспитатель загадывает загадки о птицах, дети отгадывают. Если ответ правильный, то на экране компьютера появляется картинка с изображением этой птицы.
1. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, С первым снегом на рябину прилетает к нам опять (Снегирь) .
2 .Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок. (Воробей).
3 .Непоседа-невеличка, желтогрудая птичка любит сало и пшеничку, а зовут её (Синичка) .
4 .Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова).
5.-Кар-кар-кар! – кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как зовут её? ….(Ворона)
6. Я в берете ярко - красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все (Дятел).
7. Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка серая - подружка,
А зовут её … (Кукушка)
В-ль поощряет правильные ответы детей и, обращая внимание детей на экран, спрашивает :
-Какая из этих птиц лишняя и почему?
Дети : Кукушка, потому что она перелётная.
В-ль : Дети, я вам давала дом. задание : узнать у взрослых и составить небольшой рассказ о том, какие птицы и почему улетают на юг, как они готовятся к отлёту, легко ли им лететь, какие опасности ждут их в пути. Сейчас мы послушаем, какую интересную информацию вы узнали (выслушивают рассказы 3 -4 детей) .
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :
Плавно руками помашем (машут руками)
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем (приседают)
Крылышки сложат назад. (опускают руки вниз)
Повторить 2 раза.
В-ль : А каких диких животных можно встретить в осеннем лесу?
Дети : волка, лису, зайца, медведя, белку, ежа.
В-ль : А теперь проверим, правильно ли вы ответили и послушаем голоса этих животных. .Внимание на экран!
СЛАЙД №1 СЛАЙД №2
СЛАЙД № 3 СЛАЙД № 4
СЛАЙД №5 СЛАЙД №6
В-ль : Кто из лесных зверей осенью меняет шубку (Белка, заяц)
- Кто впадает в спячку? (Медведь, ёж, барсук) .
- Кто делает запасы на зиму?
Дети : Белка запасает орешки, сушит грибы, мышки запасают колоски, зёрнышки.
В-ль : Давайте мы с вами поиграем в игру «Загадай, мы отгадаем» Вы будете рассказывать о каком - либо животном, используя эту модель.
Вы расскажете : где живёт, чем питается, какого цвета шерсть, как готовится к зиме и как зимует, особенности частей тела этого животного. (Рассказы детей) .
В-ль : А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных?
Игра «Кто у кого» (с мячом)
В-ль : Молодцы, и про диких животных вы много знаете! Я уверена, что вы умеете вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда лесу и его обитателям?
Сейчас мы это проверим. Поиграем ещё в одну игру «Экологический светофор». На экране будут появляться картинки. Вы с помощью сигнальных карточек покажете : хорошо или плохо ведут себя дети в лесу? Если дети поступают правильно, то покажете зелёный сигнал светофора, а если неправильно – красный.
В-ль : Вот и в этом году – летом, в лесу случилась большая беда. Кто-то, может быть, по неосторожности бросил спичку или не потушил костёр. В лесу случился пожар. А ведь лес – это дом для многих жильцов. И человек лесу обязан многим. Чем же именно нам дорог лес? Давайте вспомним пословицы о лесе.
Лес –это дом для зверей и птиц.
Лес-наш друг. Он даёт нам орехи ягоды, грибы.
Лес-наше богатство.
В-ль : как же мы можем помочь лесу?
Дети : Надо посадить новые деревья.
В-ль : Правильно! Вот это правило вы должны обязательно знать и соблюдать :
Много леса – не руби,
Мало леса – береги,
Нет леса - посади!
В-ль : я предлагаю вам посадить деревья в лесу у Старичка - Лесовичка. На ваших столах много разного материала для работы. Вы можете его использовать на выбор. Подумайте, какое дерево вы будете «сажать», какой материал вам потребуется для работы?
Продуктивная самостоятельная деятельность детей «Деревья» .
Звучит спокойная музыка в исполнении музыкального работника.
Готовые работы дети выставляют на мольберт.
В-ль : Молодцы! Я уверена, что старичок –Лесовичок обрадуется, увидев ваш подарок. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях. А нам пора возвращаться в детский сад.
Дети проходят в импровизированные ворота, находят угощение от Старичка-Лесовичка..
В-ль : Вот и закончилось наше путешествие в лес.