Елена Мордвинкина
Конспект интегрированного занятия по экологии «Путешествие в лабораторию почемучек»
▼ Скачать
Конспект интегрированного занятия по экологии
«Путешествие в лабораторию почемучек»
Ход занятия.
1)Ребята,посмотрите,к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Психогимнастика:
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце!
Мы проснулись!
В круг ребята становитесь,
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии „Путешествие в лабораторию почемучек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Крепче за руки держитесь
И попробуйте ребятки
Отгадать мою загадку.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг,
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? -.
(Осень)
2)Осень очень красивое время года. Эту красоту заметили художники. Она их так впечатлила, что они не могли не написать о ней картины. Давайте посмотрим, какие картины посвятили художники этому времени года. (Иван Иванович Шишкин «Ранняя осень», Исаак Левитан «Золотая осень», Алексей Саврасов «Осень»).Слайд №1
Поэты тоже посвящали этому времени года свои стихи. Одно из них мы с вами сейчас прочитаем.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края. (Алексей Плещеев)
И художники, и поэты видели в осени много прекрасного. А вы хотите узнать об осени больше. Тогда мы с вами сегодня отправимся в лабораторию почемучек, где будем проводить разные опыты и эксперименты, чтобы узнать об этом времени года как можно больше.
3)Но нам нужно туда как-то добраться. Я предлагаю вам подойти к столам и сконструировать тот транспорт из блоков Дьенеша, на котором мы могли бы туда отправиться.
Молодцы, ребята. Вы знаете разные виды транспорта. Но, для нас самым привычным, является другой. А какой, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Что за чудо?
Дом большой.
Окна светлые кругом
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
4)Вот и наш автобус. Но для начала давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте. Для этого давайте посмотрим на экран. Слайд №2
Но чтобы пройти в автобус, нужны билеты. А билетами нам будут служить палочки Кюизенера. Возьмите свой билетик и сядьте на своё место. (Почему ты занял именно это место) А по дороге из окна вы можете полюбоваться осенним пейзажем. Слайд №3
5)Вот мы и приехали в Лабораторию Почемучек.
-Ребята, а что такое лаборатория?
-Лаборатория — это специально приспособленное и оснащенное место для проведения исследовательской работы. Там работают учёные-исследователи. Здесь нельзя шуметь, чтобы никому не мешать.
Ну, раз мы с вами находимся в лаборатории, нам нужно одеть фартуки.
-А как вы думаете для чего?
Но для начала давайте с вами вспомним признаки осени. Посмотрите на схему и вспомните, какие изменения в природе происходят осенью. А теперь фишками отметьте на ней то, что вам в осени нравится больше всего.
Скажите, а почему осенью так хорошо гулять в лесу или в парке?
-Потому что на земле осенью целый ковёр из разноцветных листьев. Когда по ним идёшь, то они шуршат и шелестят. Из них можно делать букеты, дарить их маме или бабушке.
Мы сегодня в нашей лаборатории поговорим о листьях. С помощью опытов узнаем, почему они опадают и как, чем отличается зелёный лист от жёлтого листика, вспомним, какие листья какому дереву принадлежат.
6)Давайте пройдём в первую комнату нашей лаборатории.
- Дети, а как вы думаете, чем отличаются летние листья от осенних (Одни жёлтые, другие зелёные)
Давайте проведём опыт и ответим на этот вопрос. (На столах зелёные и желтые листики. Детям предлагается завернуть их по очереди в кусочек белой ткани, и постучать по ним деревянным кубиком. Где был зелёный лист, ткань окрасилась в зелёный цвет. Где был желтый лист- ничего не произошло.). Итак, сделаем вывод о том, что в листьях есть особое зеленое вещество, которое называется хлорофиллом.
-А при помощи чего образуется это вещество? (При помощи солнечного света. Осенью солнце светит мало. Этого зелёного вещества становится меньше и меньше. А когда оно совсем пропадает, то листья желтеют и опадают. Это одна из причин опадания листьев.
Наши глазки немножко устали. Давайте выполним гимнастику для глаз. Слайд листопад.
7)Давайте пройдем во вторую комнату.
Ребята, а знаете ли вы, почему опадают листья? (Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. А ещё потому, что холодную воду корни деревьев не пьют. А для того, чтобы листья оставались зелёными, нужно много воды и тепла.) Чтобы в этом убедиться мы проведём опыт.
Здесь мы с вами, разделимся на две группы. Одна группа будет наблюдать за тем, может ли вода проходить через мёрзлую землю. (В одном стаканчике - мерзлая земля, в другом - обычная. Дети наливают воду в них и смотрят за тем, что происходит.) Вторая группа детей наблюдает за тем, как вода поднимается по стволу дерева. (В баночку, с окрашенной водой опускают жгутик из марли. Вода постепенно поднимается вверх окрашивая жгутик.) Дети обмениваются своими наблюдениями.
Итак, какой вывод мы можем сделать? Листья опадают. Потому что становится холодно. И деревьям не хватает воды.
8) Теперь наши фартучки можно снять. Давайте пройдём в третью экспериментальную комнату. Ребята, скажите, а за каким явлением мы с вами часто наблюдаем осенью на прогулке?
-За листопадом. Значит, что ещё помогает листьям опадать?
-Ветер.
Листья с деревьев падают по-разному. Чтобы в этом убедиться мы проведём эксперимент. Я подброшу разные листочки, а вы понаблюдайте за тем, как они будут падать. (Большой листик падает быстрее, чем маленький.) А теперь по моему сигналу, вы сами бросьте листики и понаблюдайте за их полётом. Запомнили как падали ваши листья? А теперь в воздухе прорисуйте их полёт. Что же мы с вами выяснили?
-Что полёт листьев зависит от их формы и величины.
А теперь давайте с вами сами превратимся в листья и поиграем.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(разложить разрезанные листья)
Ой, ребята, посмотрите
Ветер с листьями играл
И нечаянно порвал.
Вы листочкам помогите,
Быстро, быстро соберите.
(На полу лежат разрезанные листочки. Задача детей- собрать из них целый лист, и определить, с какого он дерева).
Ребята, посмотрите, ветер полностью сдул с деревьев листья. Давайте их снова нарядим в разноцветный наряд. У нас на полу разбросаны листья с разных деревьев. Определите, с какого дерева лист и наклейте его на то дерево, с которого он слетел.
Вот, какие красивые осенние деревья у нас получились. Молодцы.
9)-А какое у вас сегодня настроение? (хорошее)
- Вам понравилась наша сегодняшняя работа.
-А чем? Вы теперь об этом можете рассказать и родителям и своим друзьям.
Ой, как время то быстро прошло. Нам с вами пора возвращаться в детский сад. Я хочу на память вам за то, что вы такие любознательные подарить медали лаборатории почемучек. Вы хотите ещё раз сюда попасть? Мы ещё не раз с вами сюда вернёмся. Ведь скоро наступит еще одно время года,которое называется как? (Зима).
Давайте пройдём в наш автобус. Не забудьте достать свои билетики и занять соответствующие места. А чтобы у нас настроение было ещё лучше, давайте по дороге в детский сад споём песню про осень и полюбуемся видами из окна. Слайд №4
-Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Программное содержание:
-Обобщить знания детей об осенних изменениях в природе.
-Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений.
-Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
-Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
-Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
-Учить способам самостоятельного познания.
-Воспитывать умение работать в коллективе.
-Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.