Елена Севастьянова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в разновозрастной группе с нарушением зрения «Снежная Королева»
▼ Скачать + Заказать документы
Севастьянова Елена Александровна
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в разновозрастной группе с нарушением зрения «Снежная Королева»
Аннотация
Данное занятие проводила с детьми разновозрастной группы (старшая, подготовительная) с нарушением зрения. Продолжала знакомить детей с окружающим миром, видеть основные признаки зимы, формировала умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. Цель занятия была достигнута лишь при объединении знаний из разных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие и физическое. Интеграция компонентов образовательной деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес дошкольника.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи в разновозрастной группе с нарушением зрения „Снежная Королева“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
Занятие включает коррекционную работу по зрению, для снятия усталости и подготовки глаз к работе; продуктивную деятельность, что способствует развитию мелкой и общей моторики рук; игры на развитие внимания, наблюдательности, памяти, воспитанию интереса к сказкам, способность сопереживать, готовность оказать помощь.
Ключевые слова: снег, снежок, ворона, сердечко, сердца.
Задачи: учить чувствовать и понимать характер сказочных образов, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, формировать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, побуждать использовать в речи прилагательные, обогащать словарный запас пословицами, умение их объяснять и понимать, развивать устную связную речь детей, обучать словесному описанию картины, активизировать словарь детей, развивать творчество, мелкую моторику, произвольное внимание, ассоциативное мышление, память, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, воспитывать интерес к сказкам, сочувствовать, сопереживать, готовность оказать помощь.
Предварительная работа: чтение книги и просмотр мультфильма «Снежная Королева» по произведению Ганса Христиана Андерсена.
Оборудование: макеты деревьев, картина «Зимние развлечения», снежок из ваты, волшебный сундучок и санки из картона, ворона (мягкая игрушка, цветы из бумаги, пословицы и поговорки в схемах, объёмные сердечки из ткани и синтепона, лазерная указка и цветные капельки для коррекционной работы по зрению, письмо-схема с картинками для чтения с детьми, снежинки из бумаги.
Для продуктивной деятельности детей: коричневые веточки из картона, снежки из ваты, клей ПВА, кисти для клея, пластилин, ствол дерева, нарисованный на картоне.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие и физическое.
Ход занятия:
Приветствие. (дети стоят в ряд на ковре)
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Я твой друг и ты мой друг,
Улыбнулись всем вокруг.
Поздороваемся с гостями: девочки – шаг вперёд и делают реверанс, мальчики остаются на местах и просто кивают головой один раз.
Беседа:
-- Какое сейчас время года? (зима)
-- Месяц? Назовите зимние месяцы.
--Чем отличается зима от других времён года? (только зимой может быть снег)
-- А ласково как сказать? (снежок).
Я читаю стихотворение, а вы добавляете слова “снежок” или “зима”.
Искрится, падает … снежок на землю и дома.
А это значит, мой дружок, что к нам пришла … зима!
Снег! Снег! Снег- … снежок белый и пушистый.
Снег! Снег! Снег- … снежок звёздно-серебристый.
Сообщение темы
Сегодня мы с Вами отправимся в удивительное путешествие. Будем идти по волшебной тропинке. И глазки наши должны хорошо видеть всё, давайте их подготовим к нашему путешествию.
Коррекционная работа по зрению.
Раз – направо, два – налево,
Три – наверх, четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз;
Видеть будем скоро лучше, убедитесь вы сейчас.
А теперь нажмём тихонько точки возле наших глаз,
Сил дадим им много-много, чтоб усилить в [тыщу] раз.
Сюрпризный момент.
Стук в дверь, включаем фонограмму (каркает ворона).
-- Ой, кто стучит в дверь? Давайте посмотрим!
Воспитатель открывает дверь, тянет за верёвочку и вывозит санки, на которых стоит сундучок, в котором лежит снежок.
Беседа.
-- Ребята, посмотрите, кто это?
-- На чём приехала ворона? А почему на санках? Потому, что на улице снег и приехать можно было только на санках.
-- Какой снег?
Игра “Какой снег?”
И вот у меня в руках снежок. Он волшебный. Давайте передадим его по кругу и при этом будем говорить какой бывает снег.
(Дети передают по кругу «снежок» и каждый называет однородные и неоднородные прилагательные: мягкий, пушистый, белый, мягкий, белый, чистый, свежий, холодный, серебристый и т. д.)
Упражнение на дыхание.
Мы передавали снежок и у нас замёрзли ручки, давайте погреем их. Вдохнём через носик и выдох через ротик. Так несколько раз.
Зима – это прекрасное время года и только зимой выпадает много … (снега).
Беседа по картине.
-- Когда выпадает снег, вы рады?
-- Какое время года изображено на картине?
-- Какие признаки зимы знаете?
-- Кого вы видите на переднем плане картины? (играют дети, они катаются на санках, лыжах, в снежки)
-- Что они делают?
-- Какие правила безопасного поведения нужно знать, катаясь на санках, коньках, лыжах, играя в снежки?
-- В какие игры вы любите играть зимой?
-- Какое настроение у детей на картине? Почему? Говорим полным предложением.
Я знаю одного мальчика, который тоже любил играть в разные игры, а
особенно кататься на санках. И сестру любил катать. Этот мальчик вам знаком, его зовут Кай.
-- Из какой он сказки?
-- Кто написал сказку «Снежная королева»? (Г. Х. Андерсен)
Несколько слов о писателе.
Знаменитый сказочник родился в Дании. Любимой игрой Ганса был кукольный театр, он сам мастерил игрушки из бумаги, шил из ткани, составлял спектакли. Андерсен мог на ходу сочинять сказки и рассказывать детям своих знакомых, они его очень любили и ждали от Ганса каждый раз новые истории, рассказывая детворе сказки, он часто их оживлял с помощью вырезок- силуэтов. (Показ иллюстраций с изображением вырезок- силуэтов).
(каркает ворона)
-- Ворона нам что-то хочет сказать? Посмотрите, а что под ней? Это конверт.
Она принесла нам письмо от Герды. Давайте его прочитаем вместе. (выделенные слова –картинки и дети говорят их вместе).
-- О чём говорится в письме?
Нам нужно собрать сердца, которые растопят сердце Кая. Для этого будем выполнять задания. Кай должен вспомнить свою сестру и вернуться к ней. Поможем ему!
Тогда в путь! В Царство Снежной Королевы!
Мы с вами пойдём по волшебной тропинке. И куда же нас тропинка приведёт? (Дети идут по кругу, звучит фонограмма «скрип снега»)
Волшебная тропинка привела нас в царство Цветов. Посмотрите, сколько цветов! (раскидываю на ковре искусственные цветы из цветной бумаги)
-- Куда мы пришли? Каким цветом есть цветы на поляне?
Чтобы хозяйка цветов дала нам сердечко, давайте ей назовём пословицы и поговорки о зиме, мы их знаем. А нам нужно собрать много сердец, помните об этом!
Хозяйка сада подарила нам сердечко, потому, что мы посетили её замечательный сад.
Соберём цветочки. Красные – соберёт Миша, Ваня, Света, Полина, жёлтые – Злата, Маша, Мария, Оля, а синие – Серёжа, Артём, Ирочка. Молодцы, ребята.
-- Куда же теперь нас приведёт волшебная тропинка? (Раздаётся скрип снега, дети идут по кругу друг за другом и каркает ворона)
-- Тропинка привела нас куда? (В лес)
Ворона хочет загадать нам загадку:
Настоящая зима с этим месяцем пришла,
И мороз и снега нам с избытком принесла! (январь)
Ворона подарила нам сердечко и мы рады этому! Мы помним о том, что сердец собрать нужно много. Старательно выполняем задания. Вы молодцы, ребята!
Гимнастика для язычка с Вороной.
Давайте все улыбнёмся Вороне, покажем, как мы рады. (Широко разводим уголки губ, обнажив зубы и в спокойное состояние переходим).
А теперь по-другому улыбнёмся (разводим губы в стороны, задерживаемся на 2 секунды, а потом вытягиваем губы трубочкой).
Сделаем язычком упражнение,лопатка, (широко открываем рот, кладём язык на нижнюю губу на 3 секунды, убираем.
Упражнение,Вкусный мёд, (слизываем с губ вкусный мёд или варенье по кругу, то в одну сторону, то в другую).
Скажем Вороне : «До свидания, прилетай!»
-- Сколько у нас уже сердечек? Для чего мы собираем сердечки?
Они помогут нам одолеть Снежную Королеву. Сердца растопят ледяное сердце Кая и он снова полюбит свою сестру Герду.
-- Ребята, а вы помните, кого встретила Герда на своём пути, когда покинула принца и принцессу? (разбойников).
-- Где жили разбойники? (в лесу)
Вот мы и оказались в лесу.
Как холодно стало. Это Снежная Королева проехала недалеко и с веточек деревьев снежок стряхнула. А деревья в такой мороз могут погибнуть. Давайте укроем наши веточки снежным одеялом. Первую веточку укрою я.
Продуктивная деятельность.
(коричневый ствол дерева без веточек. На столах у детей заранее приготовлены: клей, кисть, по одной веточки с цветного картона коричневого цвета, несколько кусочков ваты, маленький комочек пластилина для каждого.)
Дети садятся за столы.
Коррекционная работа по зрению с капельками. (дети смотрят через цветные прозрачные капельки друг на друга, потом убирают их и снова повторяют)
Пальчиковая гимнастика
Вот Ворона прилетела, кар-кар-кар, (сжимаем и разжимаем кулачки)
Вот она на землю села, кар-кар-кар. (Ставим пальцы на стол и постукиваем)
Поклевала, поклевала, кар-кар-кар, (стукаем пальцами по столу)
Громко-громко закричала, кар-кар-кар. (поочерёдно прислоняем пальцы одной руки к другой)
Практическая работа.
-- Молодцы, ребята, теперь деревья не замёрзнут в такой лютый мороз.
Физкультминутка.
Снежинки пуховые, весёлые, живые,
Вы кружитесь, мерцаете в молчании лесном,
И лес весь укрываете хрустальным серебром.
Кружатся снежинки в воздухе морозном,
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не та снежинка, подожди немножко.
-- И животным в таком лесу будет намного уютнее и теплее. Дерево благодарит нас и дарит нам вот такое сердечко.
А где же наши лесные звери? Вот они!
Драматизация сказки «Лесные звери»
Ребё нок: Дорогие зрители, сказку увидеть не хотите ли?
Тише, дети не шумите! Нашу сказку не спугните.
Сказка уж давно пришла, очень вас она ждала.
(под музыку вылетает сорока)
Летит Сорока: Я -- Сорока-белобока, прилетела издалека,
Я тут взад-вперёд летаю, всё про всех в округе знаю.
Вы тихонько посидите, да всё сами поглядите.
Приготовьте ушки, глазки, начинаем нашу сказку!
(под музыку выбегают белки одна за одной)
Белочки: 1. Мы, бельчатки – сладкоежки, обожаем грызть орешки!
2. Домик мой – дупло, там уютно и тепло.
Запасаю в нём без спешки много шишек и орешки.
(под музыку выходит Настенька). Настенька собирает хворост.
Сорока: Настенька, куда ты собралась? В лесу метель, холодно, страшно.
Настя: Меня мачеха послала в лес густой, дремучий.
Сорока: Как же ты пойдёшь в метель и мороз трескучий?
Настенька: Валенки надела я, шубку, рукавицы
И платок сегодня мне тоже пригодится.
Вот и лес, кругом снежок, белый, серебристый.
Там за ёлкой промелькнул Заинька пушистый.
(под музыку выбегает Заинька)
Настя: Зайка, зайка, от кого скачешь без оглядки?
Зайка: Я от холода бегу, отморозил лапки.
Настя: Бедный Заинька, не плачь, я тебя согрею
Варежки возьми мои и надень скорее.
Зайка: Отогрею свои лапки, можно поиграть и в прятки.
(под музыку появляется медведь)
Настя: Мишка, Мишка, что с тобой?
Мишка: Отморозил уши! Ой!
Настя: Бедный Мишенька, не плачь, я тебя согрею,
Вот платок мой шерстяной, надевай скорее.
Мишка: Я теперь платком укроюсь и поглубже в снег зароюсь.
(под музыку –Волк)
Настя: От чего Волчок, дрожишь? Что с тобою?
Волк: Мёрзнет спинка у меня, холодно зимою.
Настя: Бедный Волк-волчок, не плачь, я тебя согрею.
Шубку тёплую мою надевай скорее.
(под музыку появляется Лиса)
Настя: Расскажи, Лиса, зачем ты в снежок зарылась?
Лиса: Мёрзнут лапки у меня, от мороза скрылась.
Настя: Бедная Лиса, не плачь, я тебя согрею.
Валенки мои возьми и надень скорее.
Лиса: За твою-то доброту хворост мигом соберу.
Звери все вместе: И мы тоже и мы тоже! Все мы Настеньке поможем!
Сорока: Вот, что здесь я увидала да и всё вам рассказала,
Все герои нашей сказки постарались все для вас.
Если было интересно, то похлопайте сейчас.
Ребё нок: К Королеве попадём, Кая быстро Мы спасём,
Ни метель, ни злая стужа не погубит нашу дружбу.
Вы не забыли, куда мы шли и для чего? Все задания выполнила, сердечки собрали, осталось только зайти в Царство Снежной Королевы. Только я боюсь, что Королева может нас заколдовать и наши сердца тоже превратятся в льдинки. У меня есть такое сердечко, но одного мало, надо много добрых сердечек и тогда Королеве нас не одолеть. Есть они у нас? Давайте все соберём и положим в сундучок. Возьмём сундучок и в путь.
Идём по волшебной тропинке.
(скрип снега)
Вот и пришли!
Теперь Кай обязательно вернётся к Герде, потому что наши сердца растопят ледяное сердце Кая и он вспомнит за сестру и снова станет добрым.
Итоговая беседа.
-- Итак, ребята, что мы с вами делали? (помогли Герде победить Снежную Королеву)
-- Что нам для этого потребовалось? Какие качества характера? (Отвага, храбрость, доброта). И, конечно же, горячие сердца.
--Что Вам больше всего понравилось?