Галина Чистова
Конспект индивидуальной НОД «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] и [Ж] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Приключения Жужжарика и Шуршарика
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [Ш] и [Ж] в слогах и словах.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить автоматизировать и дифференцировать звуки [Ш] и [Ж] в слогах и словах;
Развивающие: развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата, рук, фонематический слух, восприятие, память, воображение, зрительное восприятие;
Публикация «Конспект индивидуальной НОД „Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] и [Ж] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Речевые: расширять словарный запас; согласовывать прилагательные с существительными в соответствии с числом и родом имени существительного; образовывать относительные прилагательные;
Воспитательные: воспитывать интерес к выполнению заданий.
Предварительная работа: индивидуальная работа по постановке звуков [Ш] и [Ж], автоматизации этих звуков в слогах, словах; разучивание артикуляционной гимнастики, физминутки.
Демонстрационный материал: тарелка, на которой наклеено изображение сказочной страны; картонные фигурки Жужжарика и Шуршарика; сумочка в виде Ёжика; ноутбук.
Раздаточный материал: манка; трубочка-поддувалка; карточки-схемы «Артикуляция звуков»; дидактические игры «Чашки после чаепития», «Какие покупки Жужжарика, а какие – Шуршарика», «Угощения для Ёжика – полезные чаи и вкусные джемы», «Живое – неживое»; фломастеры; раскраски с буквами.
Мультимедийные средства: презентация с артикуляционной сказкой.
Методические приемы: приветствие; игровая мотивация; создание проблемной ситуации; показ игровых персонажей; беседа; артикуляционная сказка; показ компьютерной презентации; показ и выполнение артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики; словесная игра «Слоговые цепочки»; дидактические игры «Чашки после чаепития», «Какие покупки Жужжарика, а какие – Шуршарика», «Угощения для Ёжика – полезные чаи и вкусные джемы», «Живое – неживое»; подвижная игра с художественным словом «Ёжик»; поощрение.
Этапы НОД:
I. Вводная часть:
1. Организационный момент.
Здравствуй! Ты любишь сказки? (Да.) Тогда я приглашаю тебя в сказку! Для этого у меня есть специальная волшебная палочка.
(Показываю волшебную палочку – большую трубочку-поддувалку; тарелку, на которой насыпана манка, а под манкой – изображение дворца и нескольких домов.)
Подуй в неё, и ты увидишь на тарелке, куда мы сегодня с тобой отправимся?
(Ребенок сдувает манку с тарелки.)
2. Сюрпризный момент.
Что здесь изображено? (Сказочная страна.) В одной волшебной стране жили-были друзья – два братца: Жужжарик и Шуршарик.
(Показывается изображение картонных фигурок – Жужжарика и Шуршарика.)
II. Основная часть:
3. Артикуляционная гимнастика в виде сказки с элементами биоэнергопластики с показом презентации.
Они, как и ты, очень любят делать зарядку для языка. Давай поможем им выполнить.
Слова из сказки Динамические упражнения для языка Движения рук
Слайд № 1
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок «Толстушка» надуть щёки. И. п. : кисти рук ладонями вниз.
Пальцы обеих рук сжать в кулаки.
Возврат в и. п.
Слайд № 2
Это необычный домик, с красной деревянной крышей и кирпичною трубою. «Хоботок» вытянуть губы вперёд. И. п. : кисти рук ладонями вниз.
Ладони соединить на уровне груди, как при хлопке, но без звука, не хлопая.
Возврат в и. п.
Слайд № 3
В теремке открыты окно и ставни. «Окошко» открыть верхние и нижние зубы. И. п. : кисти рук ладонями вниз.
На каждой руке большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх; фиксируется «открытое» положение ладоней.
Возврат в и. п.
Слайд № 4
Дверь домика плотно закрыта и широко открыта для гостей. Веселее вместе жить. «Улыбка», «Окошко» чередовать движения. И. п. : кисти рук ладонями вниз.
Пальцы врозь.
Возврат в и. п.
И. п. : кисти рук ладонями вниз.
На каждой руке большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх; фиксируется «открытое» положение ладоней.
Возврат в и. п.
Слайд № 5
Стены теремка покрашены яркой краской. «Маляр» кончиком языка погладить щёки. И. п. : кисти рук ладонями вверх. Пальцы выпрямлены и сомкнуты.
Сгибать пальцы по направлению к плечу и от него в правую сторону, затем – в левую.
Возврат в и. п.
Слайд № 6
Круглый стол стоит в теремке. «Лопатка» показать круглый широкий язычок. И. п. : кисти рук ладонями вниз.
Кисти рук ладонями вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты.
Возврат в и. п.
Слайд № 7
На столе стоит круглый самовар. Вода кипит, самовар пыхтит. «Толстушка» надуть щёки, с шумом выпустить воздух. И. п. : кисти рук ладонями вниз.
Пальцы обеих рук сжать в кулаки.
Возврат в и. п.
Слайд № 8
Чашки возьмём, ароматный чай нальём. «Чашечка» поднять широкий расслабленный язык к верхней губе. И. п. : кисти рук ладонями вниз.
Кисти рук ладонями вверх, сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг; удерживать ладони в форме «чашечки».
Возврат в и. п.
Слайд № 9
Блинчик испечём «Блинчик» положить широкий язык на нижнюю губу. И. п. : кисти рук ладонями вниз.
Кисти рук ладонями вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты.
Возврат в и. п.
Слайд № 10
И медком польём. «Вкусное варенье» облизать широким языком верхнюю губу. И. п. : кисти рук ладонями вниз.
Кисти рук ладонями вверх, сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг; сгибать 4 пальчика по направлению к ладони.
Возврат в и. п.
Слайд № 11
Мышка хвостиком вильнула, «Иголочка» показать узкий язык. И. п. : Пальцы рук сжаты в кулак.
Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, ладони параллельно столу и соединяются друг с другом.
Возврат в и. п.
Слайд № 12
В домик быстро прошмыгнула «Поймай мышку» произнести «а-а» и прикусить кончик языка. И. п. : кисти рук ладонями вниз.
На каждой руке большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх; фиксируется «открытое» положение ладоней. Одна ладонь обхватывает другую ладонь между большим пальцем и остальными.
Возврат в и. п.
Слайд № 13
Чай горячий пить не стала, «Холодок» подуть на язык-«чашечку». И. п. : кисти рук ладонями вниз.
Кисти рук ладонями вверх, сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг; удерживать ладони в форме «чашечки». Шевелить 4 пальцами.
Возврат в и. п.
Слайд № 14
Позвала лягушку, весёлую подружку. «Лягушка улыбается» растянуть губы в улыбке. И. п. : кисти рук ладонями вниз.
Пальцы врозь.
Возврат в и. п.
Слайд № 15
Зайка скачет: та-та-та,
Всё равно я без хвоста. «Наказать непослушный язычок» положить широкий язык на губу, прикусить кончик: «та-та-та-та» И. п. : кисти рук ладонями вниз.
Сжимать пальцы в кулак и разжимать.
Возврат в и. п.
Слайд № 16
Скоро Мишка-топтыжка придёт,
Что с теремком произойдёт? «Парус» улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, резко подуть на кончик языка, вызывая его вибрацию. И. п. : кисти рук ладонями вниз.
Одна рука сжимается в кулак перпендикулярно столу. Вторая ладонь кладется на кулак, кончики пальцев шевеляться.
Возврат в и. п.
4. Изолированное произнесение звуков [Ш] и [Ж]. Характеристика звуков.
Очень хорошо! Как ты думаешь, какой звук больше всего любит Жужжарик? (Ж-ж-ж). Правильно. А Шуршарик? (Ш-ш-ш). Совершенно верно. Что общего в произнесении этих звуков? (Губы круглые, язык «чашечкой» находится за верхними зубами, воздух теплый). А чем же они отличаются? (Звук [Ш] – глухой, а звук [Ж] – звонкий).
5. Автоматизация и дифференциация [Ш] и [Ж] в слогах. Развитие фонематического слуха. Словесная игра «Слоговые цепочки».
Послушай, как они разговаривают, и повтори за ними:
ША – ШИ – ШО ША – ЖА – ША
ЖИ – ЖУ – ЖА ЖО – ШО – ЖО
ЖИ – ШИ – ЖИ ШУ – ЖУ – ШУ
6. Автоматизация и дифференциация [Ш] и [Ж] в слогах. Развитие фонематического слуха. Дидактическая игра «Чашки после чаепития».
Однажды Шуршарик и Жужжарик, проводив своих гостей после чаепития, мыли посуду, но Жужжарик был неловок и мыл свою посуду неосторожно, и все чашки со звуком [Ж] треснули. Если в них налить чай, то чай вытечет и будет лужа. Прочитай слоги на чашках. Если в слоге звук [Ш] и буква Ш, то чашка – целая, нарисуй в чашке чай и пар над ней. Если в слоге звук [Ж] и буква Ж, то чашка – разбитая, рисуй трещинку и лужицу.
7. Автоматизация и дифференциация [Ш] и [Ж] в словах. Дидактическая игра «Какие покупки Жужжарика, а какие – Шуршарика».
Шуршарик и Жужжарик очень любят ходить в магазин и делать покупки. Но злой волшебник перепутал все товары, и теперь они не знают, как быть? Для Жужжарика назови слова со звуком [Ж] и проведи стрелочку к джипу, а для Шуршарика – со звуком [Ш] и проведи стрелочку к машине.
8. Физминутка «Ёжик».
Молодец! Посмотри, кто это ползёт и иголочки несёт? (Ёжик.)
Показывается изображение ёжика в виде корзиночки.
Правильно! Давай мы ёжику поможем добежать в гости.
Слова: Движения:
Идёт ёжик по дорожке
К своему дружку ужу. Ходьба по кругу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
К своему дружку ужу.
Встают парами лицом друг другу; хлопок в ладоши перед собой, хлопок в ладоши соседу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа,
День рожденья у ужа. Хлопок в ладоши перед собой, хлопок в ладоши, скрещивая руки, с соседом.
Уж позвал к себе на ужин Ходьба на месте.
Жабу, ёжика, стрижа. Присесть; встать, руки на пояс; руки выпрямить как «полёт птицы».
Жи-жи-жи, жи-жи-жи,
Ёжик весело бежит.
Встают парами лицом друг другу; хлопок в ладоши перед собой, хлопок в ладоши соседу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Пирожок несёт ужу. Хлопок в ладоши перед собой, хлопок в ладоши, скрещивая руки, с соседом.
Пирожок с черникой
И свежей ежевикой. Имитация лепки пирожков.
9. Автоматизация и дифференциация [Ш] и [Ж] в словах. Дидактическая игра «Угощения для Ёжика – полезные чаи и вкусные джемы».
Жужжарик и Шуршарик пригласили Ёжика на чаепитие. Приготовим для него полезные чаи.
• Чай (с чем) с ромашкой (какой) ромашковый.
• Чай (с чем) с шиповником (какой) шиповниковый.
• Чай (с чем) с ежевикой (какой) ежевичный.
• Чай (с чем) с жасмином (какой) жасминовый.
• Чай (с чем) с боярышником (какой) боярышниковый.
• К чаю у них (что) шоколад, плюшки, ватрушки, рожки, пирожки, пирожное, джем.
Ёжик побежал домой. Его дома ждут детки. Как их зовут? (Ежата.) Жужжарик и Шуршарик приготовили для ежат разные джемы, но они забыли наклеить этикетки к банкам. Давай им поможем разобраться с джемами.
(К каждой банке в кармашек кладется картинка с ягодами и фруктами, соотносит цвет банки с ягодами и фруктами).
• Джем из вишни (какой) вишнёвый.
• Джем из груши (какой) грушевый.
• Джем из ежевики (какой) ежевичный.
• Джем из крыжовника (какой) крыжовенный.
Положи банки с джемами Ёжику в сумочку. Он потом убежит и унесёт эти джемы своим ежатам.
10. Автоматизация и дифференциация [Ш] и [Ж] в словах. Дидактическая игра «Живое – неживое».
Поблагодарил Ёжик своих друзей и подарил им фотоальбом с картинками. Рассматривая картинки, Шуршарик и Жужжарик стали спорить: что здесь живое, а что – неживое. Помоги им в этом разобраться.
(Ребенок раскладывает картинки к соответствующим условным обозначениям – сердце (живой предмет, перечеркнутое сердце (неживой предмет).)
III. Заключительная часть:
11. Итог занятия.
Молодец! Ты очень хорошо справился с заданием! Нам пора возвращаться домой. Скажи, кто к нам приходил в гости? (Шуршарик, Жужжарик, Ёжик.) Какие звуки ты старался правильно произносить? (Ш и Ж.) Теперь Шуршарик и Жужжарик будут внимательнее. Чтобы ты не путал их буквы, они предлагают тебе взять домой их изображения, которые ты раскрасишь соответствующими цветами. Что ты должен выполнить дома?