Екатерина Гуляева
Автоматизация звука [л] в слогах, словах и фразовой речи. НОД по мотивам сказки «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе «Лучики»
Тема: «Автоматизация звука [л] в слогах, словах
и фразовой речи (по мотивам сказки «Гуси-лебеди»)
Гуляева Е. П., воспитатель
г. Советский
февраль 2016г.
Публикация «Автоматизация звука [л] в слогах, словах и фразовой речи, НОД по мотивам сказки „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Цель: автоматизировать произношение звука [л] в слогах, словах и фразовой речи.
Выполнил: Гуляева Екатерина Павловна, воспитатель МАДОУ д/с «Дюймовочка» г. Советский
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закреплять навык произношения звука [л] в слогах, словах и фразовой речи, формировать навыки чтения прямых и обратных слогов;
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, мелкую и артикуляционную моторику;
Коррекционно-воститательные: воспитывать желание помогать другим.
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Формы организации детей: подгрупповая
Оборудование: сюжетная картина по сказке «Гуси-лебеди», разрезанная на четыре-пять частей, раздаточный материал: «пирожки», три кукольных тарелочки; дидактическая игра «яблоки»;зелёный и жёлтый карандаши; десять-двенадцать предметных картинок, в названии которых есть звук [л]; белые листочки бумаги по количеству и размеру картинок.
Словарная работа : активизировать словарь слов со звуком [л];
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди»
Индивидуальная работа: правильное проговаривание звука [л] в ловах с Артёмом М. ;
Ход занятия
I. Организационный момент
-Я вас приглашаю в сказку. Какая это сказка, вы узнаете, собрав все части в целое (дети собирают картинку, делает вывод, что это сказка «Гуси-лебеди».)
Игра «собери целое»
II. Основная часть.
В: жили-были муж да жена. Была у них дочка Машенька да сынок Ванюшка. Сделаем с ними зарядку.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Они жили очень дружно, весело. Улыбались («улыбка»)
Машенька делала в песочнице куличики лопаточкой («лопаточка».)
Ванюша любил играть на дудочке («трубочка».)
Вместе они играли в мяч, катали его («катание шарика».)
И не замечали, как летит время («часики».)
Качались на качелях («качели».)
Заботились о домашних животных. Об индюках («индюки»)
Заботились о лошадях («лошадки»)
А вечером все вместе пили чай с вареньем («вкусное варенье».)
В: однажды родители уехали, а Машенька не досмотрела за братом, налетели гуси-лебеди и унесли его. Кинулась Машенька в погоню. Видит, стоит на поляне печка, а в ней пирожки.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ПИРОЖКИ»
Дубы-дубочки,
Пеку пирожки,
(«печь пирожки» - сверху, то одна ладошка, то другая.)
Пирожки горячи,
(потряси кистями)
Не хотят сидеть в печи.
Пирожки румяные,
(«печь пирожки» - сверху то одна ладошка, то другая.)
Просто объеденье!
(погладить живот)
С маслицем, малиною,
(одновременно загибать пальцы рук)
С яблочным вареньем.
Мимо не иди, дружок,
(погрозить пальчиком)
А достань-ка пирожок.
(сложить ладошки «пирожком»)
ХАРАКТЕРИСТИКА АРТИКУЛЯЦИОННОГО
ПРОФИЛЯ ЗВУКА [Л]
В: Маша очень любит пирожки с клубникой. Кл-л-лубника
Какой звук я выделила? [л]
Какой это звук? (твёрдый согласный, звонкий.)
Как расположен язык при произнесении звука [л]?
Кончик языка можно немного прикусить. Будем стараться правильно произносить этот звук.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ
Дидактическая игра «Найди звук»
В: Помоги Машеньке найти пирожки с клубникой. На каждом пирожке есть слог. Если в слоге есть звук [л], то это пирожок с клубникой.
Слога : ла, ло, лу, лы, ал, ол, ул, ыл, ма, мо, му, мы
Поблагодарила Маша печку за пирожки и побежала дальше.
Видит, стоит яблонька. Прогнулись веточки под тяжелыми яблоками. Помоги Машеньке собрать спелые яблочки.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОВАХ
Дидактическая игра «Яблоки»
В: На яблоне есть спелые и неспелые яблоки. Неспелые яблоки те, где звук [л] стоит в начале слова, спелые - если звук [л] стоит в конце слова. Я читаю слова, а вы определяете наличие и место звука [л] в этих словах. Спелые яблоки собирают в лукошко. Неспелые остаются дозревать на солнышке.
Слова : лото, стол, луна, пол, мел, лук, лупа, стул
В: Помогла Машенька яблоньке и побежала дальше.
Заблудилась наша Машенька, не знает, куда идти, слышит - шуршит кто-то.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ЁЖИК
По сухой лесной дорожке –
(стоять, слегка согнувшись, руки согнуты в локтях
перед грудью, кисти рук опущены вниз.)
Топ – топ – топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
(ноги слегка согнуты в коленях,
Делают мелкие частые шажки.)
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
(«собирать ягодки» - кончики пальцев соединяются, срывают ягодки.)
Если подкрадётся волк –
Превратится ёж в клубок.
(Сворачиваться клубочком, сидя на корточках.)
Ощетинит ёж иголки –
(Показать ладони с растопыренными пальцами.)
Не достанется он волку.
Ёж не тронет никого,
(встать и продолжать «топать по дорожке».)
Ну и ты не тронь его!
- Обрадовалась Машенька ёжику, может он знает, где живёт Баба Яга и расскажет, где дом Бабы Яги, если мы ему поможем.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОВАХ
Дидактическая игра «Комната Л»
- В норке у ёжика много предметов, в названии которых есть звук [л]. Помоги ему. Найди эти предметы и назови их.
Прибежала Машенька к избушке Бабы Яги. Видит – что такое? Похоже, Баба-яга здесь проказничала.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Дидактическая игра «Пила и клей»
Всё, что было,
Пила распилила пополам.
Что же видим мы вокруг?
Полулампа, полулук, полубалалайка.
Смотри и продолжай-ка.
В: Нужно помочь Маше исправить всё, что натворила Баба Яга. Называй, что видишь, и говори, как должно быть. Например, полулампа – лампа и т. д. Если называешь правильно, картинка становится целой.
Предлагаемые картинки: лампа, лавка, лопата, лодка, ложка, пила, ёлка, стол, лук, платье, яблоко.
Подошла Маша к избушке, не пройти – дальше лабиринт. Как к Ванюшке попасть?
Дидактическая игра «Лабиринт»
В: Помоги Маше пройти к братцу по лабиринту. Называй все предметы, которые она встретит на своём пути.
Предметы: колпак, балалайка, флажок, глобус, факел, скакалка, хлопушка, лупа, голубь, улыбка, колбаса, метла.
- Добралась Машенька до Ванюшки, обняла его. И они тут же побежали домой.
III. Заключительная часть.
В: Кому мы помогали?
Помогая Маше, какой звук вы старались правильно произносить?
С тех пор Машенька хорошо смотрела за братом. А гуси-лебеди в тех краях больше не появлялись. О лебедях им напоминают только белые облака.