Светлана Орехова
Конспект индивидуального занятия при дизартрии «Звук [р]» (автоматизация)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-образовательные
1. Закреплять навык чёткого произношения звука [р] в слогах со стечением согласных, словах.
2. Обогащать лексико-грамматическии строй речи (образование относительных прилагательных).
Коррекционно- развивающие
1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
2. Формировать фонематические процессы на материале звука [р].
3. Побуждать детей к собственной речевой активности.
Коррекционно- воспитательные
1. Воспитывать навык самоконтроля за звукопроизношением.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект индивидуального занятия при дизартрии „Звук [р]“ (автоматизация)» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дизартрия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Оборудование: схема артикуляции звука, буквы; карточки со слогами, сюжетные картинки по теме «Заповедник», предметные картинки с изучаемым звуком (снежный барс, выдра, бобр, тигр; кедр, груша, виноград, гранат)
Этапы занятия:
1. Оргмомент
Психогимнастика
Раз, два,три повернись и в животных превратись. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр-р-р-р-р) Изобразите ласковую кошечку. (Мур-р-р-р) А сейчас сердитого тигра и покажите, как он грозно рычит.
Вот вы маленькие добрые тигрята, которые любят играть и только учатся рычать.
2. Сообщение темы занятия
Сегодня тигрята мы будем рычать,
И в новые игры мы будем играть.
Узнаем немало и много поймём,
А для начала язык разомнём.
3. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика (сопряжённая)
Биоэнергопластика «Путешествие лошадки»
4. Изолированное произношение звука. Анализ артикуляции.
Покажите, как тигрята дружно рычат, как один тигрёнок. Посмотрите в зеркало,как красиво дрожит кончик языка.
Расскажите, тигрята, как работают органы речи, когда вы рычите? (по схеме)
Найди букву Р. В какую сторону она смотрит?
5. Сюрпризный момент
Когда я сегодня пришла на работу,мне передали письмо, давай его прочитаем.
«Друзья! В нашем заповеднике погибает самое старое волшебное дерево.
Приходите! Помогите! Наше дерево спасите!»
Что такое заповедник? (беседа)
Это место, где природа имеет право жить по своим законам. Где охраняются государством травы и цветы, деревья и кусты, животные и птицы.
От кого письмо? От тигра. Тигры у нас в лесу не живут. Тигры в нашей стране распространены в Дальневосточном заповеднике и находятся под охраной государства. А сейчас им нужна помощь. В путь!
Идём с тигрятами под песню «Если с другом вышел в путь»
6. Автоматизация звука в слогах
Что это на нашем пути? (горы)
Чтобы перебраться через горы позовём на помощь гласные звуки. (Дети читают стихотворение «Если звук всегда поётся»)
Подружились они со звуком Р. Характеристика звука. (Дети читают стихотворение «А согласные согласны»)
И получились - слоги. Читаем, горы покоряем. (Дети читают слоги РА, РО, РЫ, РУ хором, по одному, с выделением голосом)
Повторяют за логопедом слоги:
ГРУ, ГРО, ГРА
ГРА, ГРО, ГРЫ
Получилось волшебное заклинание (повторяем норм. голосом, шёпотом)
ГРУ, ГРО, ГРА – расступись гора, (руки хлопают в такт)
ГРА, ГРО, ГРЫ – вот и нет горы.
7. Формирование фонематических процессов
Появляется снежный барс (Дети повторяют название животного) Снежный барс живёт в горах. У него красивый пушистый мех, он очень ловкий.
Он приглашает нас поиграть.
• «Поймай звук»
- р, к, м, р, р, с, п, р.
- па, ру, гра, мо, ры.
- ель, кедр, осина, роза; тигр, крот, кабан,барс
«Четвёртый лишний» (роза, ромашка, мак, астра; тигр, выдра, крот, кабан)
Взаимопроверка карточек.
Снежный барс проведёт нас дальше.
8. Физпауза.
Мы идём тропой лесной,
Через лес густой, густой.
По чаще пробираемся,
Ниже нагибаемся.
Вот и вышли на полянку.
Руки вверх, руки вниз,
Влево, вправо наклонись,
К небу, к солнцу потянись.
Сбрось с себя тигрёнок лень,
Впереди у нас…
9. Автоматизация звука в словах и предложениях. Словообразование.
Вдруг перед нами красивый дикий сад. Что тут растёт? (Дети перечисляют: груши, гранат, виноград) Как называются деревья? (грушевое, гранатовое, виноградная лоза.
• Игра «Какие?» Красный гранат, красивые груши, гроздья винограда.
Давайте расскажем, какие фруктовые деревья угостили нас плодами? (Грушевое дерево угостило нас грушами. Гранатовое дерево угостило нас гранатами. Виноградная лоза угостило нас виноградом)
Покажите, какие вы стали довольные, когда наелись.
• учим чистоговорку
Груши, гранат, виноград,
Очень, друзья, я вам рад.
10. Подведение итога занятия. Оценка детей.
Появляется тигр: «Тигрята, а вы не забыли, зачем вы пришли в заповедник? Я вас проведу к волшебному дереву. «Надо глазки закрывать и до 3 посчитать)
Это кедр, он живёт здесь много-много лет и тоже охраняется законом. Чтоб его оживить, нужно громко и правильно рычать. (Дети по схеме вспоминают артикуляцию звука и рычат грозно и ласково) И чтоб на нём появились листочки-иголки вспомните и назовите все слова со звуком Р, которые мы сегодня правильно произносили. (Дети произносят слова и прикрепляют листочки)
Дерево благодарит тигрят: «Спасибо, тигрята! Вы очень красиво рычите и правильно произносите звук Р, не забывайте его и в других словах. Теперь вы знаете, зачем нужен заповедник и кто там живёт. А в моём старом гнезде найдёте подарки вам на память»
«Раз, два,три, повернись и в ребяток превратись».
Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам волшебное превращение?
Что вы расскажите родителям? Что узнали нового? Чему нас научило путешествие? Какое задание было самым трудным?
Литература.
1. Коноваленко В. В, Коноваленко С. В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», – М. : Сфера, 2009
2. Воронина Л. П., Червякова Н. А «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. ФГОС.», СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2017