Приложение МААМ

Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Светлана Буслаева
Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом главная задача воспитателя заключается в том, чтобы познакомить дошкольников с новым материалом, который не только научит их считать, но и предоставит возможность творить, мыслить, затронет интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни. Известно, что математика — это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира. Многие современные родители считают, что если ребенок умеет читать и считать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

По мнению известных психологов и педагогов (П. Я. Гальперина, Т. В. Тарунтаевой, формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. Поэтому основным принципом ознакомления детей с математикой является наглядность.

Как показывает практика, дети очень любят дежурить в детском саду. Принимая это во внимание, счету ребенка можно обучить во время дежурства (например, попросить его принести определенное количество столовых приборов). В бытовой деятельности также возможно развивать умение отличать и сравнивать предметы (например, попросить дошкольника принести тот мяч, который больше, или тот поднос, который шире и т. д.).

Занимаясь аппликацией, дети могут убедиться в том, что количество предметов не зависит от места их расположения. Во время декоративного рисования можно вести поиск закономерностей (порядка) или их (его) нарушения, познакомить с понятием ритма в узоре, составлением узоров из геометрических фигур.

Во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями. Считалки, которые они используют для подвижных игр, – это тоже математика. Читая детям сказки, мы опять же сталкиваемся с математикой: «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Мальчик-с пальчик» и т. д. А как же пословицы и поговорки? Там тоже математика: «Один в поле не воин», «Ум хорошо, а два лучше», «Семеро одного не ждут» и пр. На занятиях по физическому воспитанию дошкольники при построении осваивают количественный и порядковый счет.

Знакомство с окружающим миром и развитие речи также многое дают ребенку в плане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, днях недели.

Практика ФЭМП в ходе непосредственно образовательной деятельности и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления математических понятий, полученных каждым ребенком, помогает приобрести дошкольникам необходимые знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.

Уже на первых этапах знакомства с математикой дошкольникам систематически предлагаются игровые задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из предметов (яблоко, мяч, кубик) лишний, они могут назвать:

• кубик, так как он отличается от двух других формой;

• яблоко, так как это фрукт, а остальные предметы — игрушки;

• мяч, если он синий, а яблоко и кубик, например, желтые.

Логические приемы: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и др. — применяются во всех видах деятельности. Ребенок, который владеет логическими операциями, более внимательный, его мысли более четкие, он видит суть проблемы и может отстоять свою точку зрения.

Многие считают математику скучной наукой, но это не так, если подойти к ней творчески. Так, во время занятий по ФЭМП (по технологии Л. Г. Петерсон) большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка, которые проявляются в самостоятельном апробировании нового материала, совместном со взрослыми и другими детьми процессе освоения новых способов действия. При этом особое значение придается развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка.

Знакомство дошкольников с математикой происходит в различных формах: в ходе участия детей в дидактических и сюжетно-ролевых играх, беседах, во время ознакомления с художественной литературой и пр.

Также уделяется большое внимание развитию вариативного мышления и творческих способностей. Для этого в работе по ФЭМП часто используются творческие задания. Например, в процессе игры взрослые предлагают детям придумать образы геометрическим фигурам, цифрам. При этом воспитанники не только говорят о том, на какую фигуру или цифру похож тот или иной предмет, но и сочиняют с ними сюжет, рисуют его. Такие игры развивают фантазию и творчество, вариативное мышление, дети с удовольствием превращают простой круг в смешную рожицу, треугольник — в платье или воздушного змея, а обычный квадрат — в сказочный домик.

А какие сюжеты придумывают дошкольники, используя цифры! Вот где простор для детской фантазии. С помощью цветных карандашей и обычного листа бумаги с изображением цифры дети придумывают целые сюжеты: например, кит, плывущий по морю, обезьянка на дереве, новогодняя елка, которую украшают к празднику. Такие творческие задания способствуют формированию у дошкольников собственных замыслов, а самое главное, помогают их реализовывать.

Таким образом, творческий подход позволяет находить множество решений одной и той же задачи, а в дальнейшем — лучше приспосабливаться к условиям окружающего мира.

Эмоции в дошкольном возрасте играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Необходимым условием организации непосредственно образовательной деятельности детей является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития, но и для сохранения и поддержки здоровья.

Публикации по теме:

Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольниковИспользование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников «Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников». Тактильные ощущения - одна из форм.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуреИнтеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАРШЕЙ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 22:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Буслаева (УИ 242831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД