наталья владимировна кипайкина
Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема занятия : Постановка звука [с]. Подготовительный этап.
Цель занятия : подготовить органы артикуляции к произнесению звука [с].
Задачи:
1. вырабатывать длительную направленную воздушную струю;
2. вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка;
3. развивать умение удерживать губы в улыбке;
4. развивать подвижность и гибкость кончика языка;
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Постановка звука [С]“» размещена в разделах
5. вырабатывать умение опускать язык на дно ротовой полости;
6. вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным;
7. развивать фонематический слух;
8. развивать силу голоса.
План занятия :
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Выделение звука [с] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам.
5. Игровое упражнение «Скажи тихо-громко».
6. Итог занятия.
Оборудование: зеркало, два кубика, ватный шарик, вертушка.
Ход занятия.
Этапы занятия
Деятельность логопеда Деятельность ребенка Время
1. Орг. момент. Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол. Говорит о том, что сегодня будет очень интересное занятие, рассказывает его план. Ребенок входит в кабинет садится за стол. Внимательно слушает логопеда. 1 мин
2. Артикуляционная гимнастика Каждое упражнение повторяется 5 раз, логопед следит за правильностью их выполнения.
1. «Заборчик».
- Сначала потренируем ротик. Мы с тобой сомкнем зубки, красиво улыбнемся. Верхние и нижние зубы у нас должны быть видны. Вот так.
Логопед демонстрирует правильное выполнение.
- Смотри в зеркало. Ты правильно делаешь?
2. «Качели». - Хорошо. А теперь наш язычок покатается на качелях. Мы улыбнемся, покажем зубки, приоткроем рот. Положим наш широкий язычок за нижние зубы. Ты так подержишь, а я посчитаю до 5. Затем мы поднимем язычок за верхние зубы и я снова посчитаю до 5. Смотри, как делаю я. Логопед демонстрирует правильное выполнение.
3. «Лопатка».
- Умничка. А теперь положи широкий язычок на нижнюю губку. Он у нас должен быть как лопатка.
Логопед демонстрирует правильное выполнение.
- Молодец. Держи так язычок, а я посчитаю до 10.
4. «Язык перешагивает через зубы».
- Маша, а давай научим наш язычок перешагивать через зубки?
- Тогда открой ротик, улыбнись. Широким язычком дотронься до верхних/нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. Смотри, как делю я.
Логопед демонстрирует правильное выполнение. Маша внимательно слушает, наблюдает за верным выполнением упражнений, выполняет их самостоятельно, глядя в зеркало.
Маша выполняет упражнение «Заборчик».
- Да.
Ребенок выполняет упражнение «Качели».
Маша выполняет упражнение «Лопатка».
- Да.
Ребенок выполняет упражнение «Язык перешагивает через зубы».
3 мин
3. Дыхательная гимнастика Каждое упражнение повторяется 3-5 раз, логопед следит за правильностью их выполнения.
1. «Загнать мяч в ворота».
- Умница, Маша. А теперь давай мы с тобой загоним мяч в ворота.
Логопед ставит на стол два кубика и ватный шарик.
- Кубики у нас будут воротами, а ватный шарик – мячом. Давай вытянем губы вперед трубочкой и будем длительно дуть на «мяч», чтобы загнать его в «ворота». Вот так.
Логопед демонстрирует правильное выполнение.
2. «Погрей ладошки»
- Маша, а давай теперь научимся греть ладошки. Глубоко вдохни носом, открой ротик. Язычок поставь возле нижних зубов. Выдохни на руки, шепотом произнося звук [а]. Тепло ручкам стало?
Логопед демонстрирует правильное выполнение.
3. «Подуй, как ветерок».
- Умничка. А сейчас давай подуем по-другому, как ветерок. Мы сложим губки трубочкой и подуем на вертушку, произнося [ф].
Логопед демонстрирует правильное выполнение. Ребенок внимательно слушает, наблюдает за верным выполнением упражнения, выполняет самостоятельно.
Маша выполняет упражнение «Загнать мяч в ворота».
Ребенок выполняет упражнение «Погрей ладошки».
- Да.
Маша выполняет упражнение «Подуй, как ветерок». 3 мин
3. Выделение звука [с] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам.
Логопед предлагает ребенку поиграть в игру «Поймай звук».
- Маша, давай поиграем в игру. Тебе нужно будет поймать звук. Я буду произносить звуки, а ты, если услышишь звук [с], хлопни в ладоши, поймай его. Договорились?
- Тогда слушай внимательно - [с], [з], [с], [ш], [ц], [с].
Далее - аналогичное задание со слогами, а затем словами.
Слоги, которые произносит логопед – са, за, со, ша, цо, су, зы, сы.
Слова, произносимые специалистом – собака, зайка, солнышко, шуба, сапоги, сад.
- Да.
При произнесении логопедом звука [с], ребенок хлопает в ладоши.
Маша выполняет задание. 3 мин
4. Игровое упражнение «Скажи тихо-громко». - Хорошо. А теперь мы поиграем в игру «Скажи тихо-громко». Я буду называть разные слова, а ты должна их сказать сначала тихо, а затем громко. Понятно задание?
Слова, произносимые специалистом – мама, кот, день, рот, лиса, молоко, карандаш.
- Да.
Ребенок выполняет задание.
4 мин
5. итог занятия
Логопед подводит итог и прощается с Машей до следующего занятия.
- Маша, мне очень понравилось, как ты сегодня занималась. А что тебе больше всего понравилось?
- Хорошо. Спасибо за работу. До свиданья.
- Игра «Скажи тихо-громко».
- До свиданья.
1 мин
15 мин