Светлана Васильева
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия
Автоматизация звука [с] в слогах
Цели:
• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].
• Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
• Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.
• Упражнять в определении наличия звука в слогах.
• Закрепить названия основных и оттеночных цветов.
• Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
Оборудование:
Публикация «Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С]» размещена в разделах
Большой конверт, с вложенными в него, разноцветными конвертами с заданиями;
картинки-символы к артикуляционным упражнениям; схема артикуляции звука [с]; карточки для упражнения «Доскажи словечко»; картинка «Соня»; трафарет «Пузыри» (разные по размеру круги); картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо.
1. Организационный момент.
Л о г о п е д. Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии.
Давай узнаем, что же в этом конверте? Может, это письмо от кого-нибудь?
2. Открываем конверт. Но что это! В нем еще конверт, синего цвета! А в этом конверте. какие-то картинки. Что же они означают? Посмотри-ка, язычок твой обрадовался:
«Я знаю! Это для меня упражнения!»
- Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше (ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает логопед:
«Забор», «Лопата», «Подуем на лопату», «Желобок», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Ветерок летит с горки», «Язычок отдыхает»).
3. Тут еще один конверт. Какого он цвета? (Желтого.) Откроем его. В нем схема. Нужно попытаться эту схему прочитать.
Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубки, приподними язычок горкой и спусти с горки ветерок. Что же получилось?
(Ребенок выполняет действия и произносит звук [с].)
- Правильно, получилась песенка насоса - с-с-с. Повтори ее еще раз.
4. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Оранжевого.)
Открой его аккуратно: с-с-с. Из конверта высыпались карточки. Давай попробуем с ними разобраться.
Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я читаю слово, а ты в конце произносишь звук [с].
(Логопед, nроговаривая слово без последнего звука, выкладывает перед ребенком карточки с картинками: глобус, автобус, насос, ананас, абрикос, пылесос.)
Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко сожми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо. Какой звук ты сейчас ловил?
Р е б е н о к. С -с-с.
5. Л о г о п е д. Достань из большого конверта красный конверт. Что в нем лежит? (Фотография.) На фотографии Соня пускает пузыри. Я хочу тебя научить пускать пузыри. Нужно обвести трафарет и произнести: с - са. Вот и получился первый пузырь. ( аналогично отрабатываются слоги: с - сы, с - сэ, с - со, с - су.)
6. А это какой конверт? (Голубой.) Посмотри, здесь какие-то половинки. Давай попробуем из них составить целые картинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка: бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. Теперь соберем следующую картинку: о - са.
ли – са, ве – сы, коле – со, ко – са, ча - сы
Логопед выкладывает половинку картинки и проговаривает начало слова, а ребенок, собрав целую картинку, договаривает слово по слогам.
7. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Фиолетового.) Ой, сколько картинок из него высыпалось! Давай их рассмотрим ( картинки: комод, стакан, ягода, иголка, яблоко, ножницы, конфета, замок, хлеб, ведро, матрешка, лампочка).
Найди среди этих предметов только железные (красные, острые, тяжелые, деревянные, съедобные, хрупкие).
Ребенок показывает картинки по словесной инструкции логопеда.
8. У нас остался последний конверт розового цвета, а в нем шнурок с узелками. Чтобы каждый шнурок развязать, нужно произнести волшебные слова:
са - са
су – су
со – со
са – са
сы - сы сэ - сэ сэ - сэ со - со сы - сы су – су
Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге.
9. Большой конверт пустой. Осталось узнать, кто же прислал нам все эти задания?
Узнать не сложно. Вот вопрос: «У кого длинный нос? Дружит он с Пьеро, с Мальвиной.
Кто же это?.
(Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изображен Буратино).
10. Итог занятия.
Л о г о п е д. Оказывается, Буратино решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник - звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук?
Р е б е н о к. С-с-с.