Елена Полуказакова
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Ш»
Цель- автоматизировать звук Ш в слогах и словах
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
-закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука Ш
-закрепление понятия «согласный звук»
-формирование навыков звукового анализа и синтеза
Коррекционно – развивающие:
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Автоматизация звука [Ш] в словах“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах
-развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики
-развитие фонематического восприятия и фонематического слуха
-развитие речеслухового внимания, мышления, памяти, мелкой и общей моторики
Коррекционно – воспитательные:
-воспитание желания говорить красиво, правильно
-активация словаря : звук согласный, глухой, твердый; символ.
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Ш, слоговые дорожки, картинки, карта «Путешествие маленькой мышки»
Ход занятия.
1. Организационный момент
Логопед. Сегодня ты встретишься с маленькой мышкой и отправишься с ней в небольшое путешествие. Она даже оставила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано. Что ты видишь в самом начале?
Ребенок: домик.
Логопед. В этом домике за высоким забором живет мышка.
2. Артикуляционная гимнастика
Мышка проснулась, открыла окошечко и вышла на крылечко (упражнение «Лопата»). Ветерок дует на мышку. Пришлось мышке надеть теплую кофточку (упражнение «Одеяло»). Пошла мышка пить чай из чашечки. Выпила одну чашечку чая (упражнение «Чашечка», другую, третью. Потом мышка поиграла немного с пушинкой (упражнение «Фокус») и подошла к двери (упражнение «Парус»)
3. Сообщение темы.
Посмотри, что нарисовано возле домика (На карте изображение листьев). Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: Ш-Ш-Ш-Ш.
Вот мы сегодня будем закреплять произношение звука Ш.
4. Анализ артикуляции.
Логопед: Что делают наши губы, когда мы произносим звук Ш?
Ребенок: Губы выдвигаются вперед, они походи на бублик.
Логопед: А что делает наш язычок, когда мы произносим звук Ш?
Ребенок: Язык поднимается к небу, за верхние зубы.
Логопед: Какой воздух, теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим этот звук? Поднесите ладонь ко рту и проверьте.
5. Закрепление произношения изолированного звука.
Логопед: Давайте пойдем за мышкой и пошуршим, как листочки. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: «Ш-Ш-Ш-Ш».
6. Характеристика звука.
Логопед: Давай расскажем мышонку всё про этот звук, звук Ш. Какой он? Согласный или гласный?
Ребенок: согласный, т. к. песенка не поется, обозначается синим цветом и живет в синем домике?
Логопед: Твердый или мягкий?
Ребенок: всегда твердый.
Логопед: Глухой или звонкий?
Ребенок: Глухой.
7. Развитие фонематического слуха.
Наш мышонок в путь собрался, сложил в сумку все свои вещи. Если ты услышишь при назывании вещей звук Ш, хлопни в ладоши. В сумке у мышонка: шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа.
8. Физминутка.
Шмель ШтаниШки замарал,
(Руки положить на щёки, наклоны головы влево - вправо)
Шмель ШтаниШки постирал.
(Тереть кулачок о кулачок – «стирать»)
А пока Штаны суШились –
Взмахи руками вправо - влево)
В ШалаШе он сладко спал.
(Руки над головой «домиком», затем сложить ладошки вместе и положить на них голову.)
9. Закрепление звука в словах.
Логопед: Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш.
Выбери нужные картинки и выложи их в виде дорожки.
( картинки: машина, вешалка, карандаши, шляпа, ромашка, игрушка, вишня, сапог, улитка, краски, медведь)
По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажи, что она там купила. Я начну, а ты продолжи:
Мышка купила много …. ( предлагаю ребенку картинки: шуба, машина, шкаф, подушка, игрушка, неваляшка).
10. Домашнее задание.
Автоматизация звука [Ш] в словах
1. Закончи предложения:
Я иду и ты … (идешь). Я пою и ты … (поешь). Я веду и ты … (ведешь). Я даю и ты … (даешь). Я ем и ты … (ешь). Я несу и ты … (несешь).
2. Игра «Назови ласково».Ребенок называет, мама записывает.
воля – волюшка, доля – ___, дума – ___, кума – ___, зима – ___, камень – ___, солнце – ___, хлеб – ___, изба – ___, хозяйка – ___, штаны – ___, мать – ___, тётя – ___, дядя —.
3. Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шар и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: «Ш-ш-ш— шарик». Сосчитай, сколько шариков у Пятачка: «Один шарик, два шарика…».
11. Итог занятия.
Логопед: Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А какой звук помогал тебе на нашем занятии?
Ребенок: Ш-Ш-Ш-Ш.