Елена Тищенко
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Л] «Путешествие на самолёте»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Постановка звука [Л]
Цель: Формирование первоначальных умений правильного произнесения звука.
Задачи:
Речевые: объединять отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создавать артикуляционную базу для звука [л]; вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л; создать новый условный рефлекс на правильный звук; уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Деревья» : закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; образовывать прилагательные от существительных.
Публикация «Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Л] „Путешествие на самолёте“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Коррекционно – развивающие: развивать зрительную и речеслуховую память, фонематический слух, мелкую, общую моторику, артикуляционную моторику, дифференцированную воздушную струю, развивать силу и громкость голоса, развивать зрительное внимание, предупреждать зрительное переутомление.
Обучающие: развивать элементарный звуковой анализ;
Воспитательные: создавать на занятиях общую эмоциональную позитивную атмосферу, прививать интерес к занятиям, воспитывать организованность.
Ресурсы: картинки – образы артикуляционных упражнений, картинки самолетов, счётные палочки, алфавит, предметные картинки по теме «Деревья».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Учитель – логопед: Отгадай загадку:
Кто мне скажет, что за птица
В небесах, как ветер мчится,
Белый чертит за собой
След в лазури голубой?
А ведёт её пилот! –
Что же это? - (Самолёт)
(Учитель – логопед выставляет картинку самолёта)
Учитель – логопед: Ты когда – нибудь летал, путешествовал на самолёте? А хочешь прокатится на нашем волшебном самолёте? Ну, прежде чем отправиться в полёт, надо размяться и подготовиться. А точнее размять и подготовить наш язык. Он нам будем помощником в полёте.
2. Артикуляционная гимнастика: Сядь ровно, спинку выпрями и слушай внимательно.
Упражнение «Улыбочка – трубочка»
Наши губки очень губки.
Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот: губы тянутся вперёд.
Упражнения «Лопатка» - «Качели»
Язык лопаткой положи и под счё т его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
На крылечке полежал -
На качели побежал.
Упражнение «Вкусное варение»
Надоели превращенья: лижет язычок варенье.
Упражнение «Лошадка»
Любит он покушать сладко, после скачет на лошадке.
3. Развитие фонематического слуха:
Учитель – логопед: Молодец! Выполнил все задания. К полёту готов. А как мы попадём в самолёт? Подняться в самолёт можно только по трапу, это такая специальная лестница. Но трап нужно сначала построить. Доски (счётные палочки) лежат перед тобой. Каждая доска – это правильно угаданный звук Л на слух. Положи доску (счётную палочку, если среди других звуков услышишь звук Л : Н, М, Р, Л, З, В, У, Л, Г, М, Й, Л, В, Л. Трап готов. Заходим в самолёт. Сели, пристегнули ремни.
4. Постановка по подражанию :
Учитель – логопед: Ну, что запускаем двигатель у самолёта? Никак не получается. Посмотри как я буду заводить моторчик. (Показ произношения межзубного звука Л логопедом) Предлагается ребёнку закусить кончик языка и произнести звук Ы, получается межзубный Л.
Учитель – логопед: Взлетаем ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ - ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ – ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ (Показ игры с игрушечным самолётом) Самолёт взлетает – громко произносится звук Л, самолёт в небе – тихое произношение, самолёт приближается - громкое звучание звука Л.
5. Учитель – логопед: Взлетели, набираем высоту: ЛЛА, ЛЛО, ЛЛЭ, ЛЛЫ, ЛЛУ. Летим а навстречу нам облака, давай с ними поздороваемся: АЛЛА, ЭЛЛЭ, ЫЛЛЫ, ОЛЛО, УЛЛУ. 6. Развитие зрительного внимания, профилактика зрительного переутомления: Учитель – логопед: Летим по небу. По курсу летят другие самолёты. Посмотри внимательно, где ты ещё видишь самолёт? На стенах – 2 бумажных самолёта (зелёный и красный). Какого цвета самолёты? В какую сторону летит зелёный самолёт, в какую сторону летит касный самолёт? Не поворачивая головы, проследи взглядом за обоими самолётами (круговые движения глазами в левую, затем в правую стороны). Одновременно с движениями глаз произносится звук Л.
7. Физминутка «Самолёт» : Ты красиво язычком показывал, как звучит моторчик самолёта, а теперь покажи, как красиво он летит:
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт
(Ребёнок бежит по кругу)
Правое крыло вперёд
(Поворот через правое плечо)
Левое крыло вперёд
(Поворот через левое плечо)
Полетел наш самолёт.
8. Развитие лексико – грамматических представлений:
Учитель – логопед: Летим на самолете дальше. Пролетаем над лесами. Что ты видишь? Как одним словом назвать? (Деревья). Какие деревья ты видишь? (Ребёнок перечисляет) Про какое дерево можно сказать: стройная, белоствольная (берёза); могучий, старый (дуб); высокая, прямая, медноствольная (сосна); ароматная, цветущая, медоносная (липа); зелёная, ветвистая, под новый год нарядная (ель). Чем деревья похожи между собой? (ствол, ветки, корни, крона, кора, листья) А чем деревья отличаются друг от друга?
Игра: «Какой лист?» Лист клена – кленовый, лист берёзы – берёзовый, лист липы – липовый, лист тополя - тополиный
9. Развитие мелкой моторики:
Учитель – логопед: Пока мы наблюдали за деревьями, погода стала портиться. Поднялся ветер, налетели тучки. Давай их разгоним. Подуем на тучку с дождем. Не расходятся тучи. Давай соберем все тучки на шнурок. Ну, вот тучи мы разогнали, выглянуло солнышко. А нам пора возвращаться. Летим на аэродром: АЛЛ, ОЛЛ, УЛЛ, ЫЛЛ. ЭЛЛ.
10. Связь звука с буквой :
Учитель – логопед: Какой звук нам помогал путешествовать? Звук Л мы слышим и произносим. Есть ли преграда голосу? Какой звук Л гласный или согласный? Звуки обозначаются буквами, какой буквой мы обозначим звук Л. Найди её в нашем алфавите. Выложи и из счётных палочек.
11. Рефлексия:
Учитель – логопед: Наше путешествие подошло к концу, спасибо. Тебе оно понравилось? Какой звук нам сегодня помогал? Что для тебя было самым интересным? Что ты сейчас чувствуешь? С каким настроением пойдёшь в группу? И на память о путешествии я дарю тебе самолёт, чтобы ты дома сам заводил моторчик. Всего доброго!