юлия горбунова
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия по
постановке звука [Ш].
Учитель-логопед - Горбунова Ю. С
Цель занятия : Постановка звука «Ш»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционного аппарата;
-продолжать формирование длительной направленной воздушной струи;
Публикация «Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]» размещена в разделах
-развитие фонематического слуха;
-упражнять в подборе антонимов;
-закреплять навык образования имен существительных множественного числа;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать долговременную память.
Коррекционно -воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: разрезная картинка, предметные картинки, мяч
Ход занятия
I.Организационный момент
Логопед: К нам пришла девочка Маша. Давай расскажем Маше, для чего нам нужны логопедические занятия?
Ребенок: На логопедических занятиях мы учимся красиво говорить, и проговаривать правильно все звуки.
2. Артикуляционная гимнастика
А чтобы красиво говорить нужно делать гимнастику.
Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила путешествовать. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка». Губы растянуты (улыбка, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик». Расслабленный широкий кончик языка положить па нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.) . Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье». Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек». Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че-люсть. Выполнять 5-6 раз.) и показала медведю интересный фокус («Фокус». Высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.). А потом соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка». Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10-15 раз.). Маша и не заметила, как оказалась дома.
3. Упражнение «Собери картинку» :
Логопед: Маша принесла нам картинку, но она рассыпалась на части. Давай попробуем ее собрать и посмотреть, что же там было нарисовано». (На картинке изображена фонетическая картинка «Змейка».)
Ребенок: Змейка.
Логопед: Правильно. Змейка любит разговаривать. Послушай змейку: ш-ш-ш.
II Объявление темы занятия.
Логопед : Сегодня мы с тобой будем учить Машу разговаривать, как змейка.
4. Постановка звука.
Логопед: Посмотри на змейку, какая она? Она короткая?
Ребенок: Нет, длинная!
Логопед: Она злая?
Ребенок : Нет, она добрая!
Логопед: Она грустная?
Ребенок: Нет, веселая!
Логопед: Она колючая? Потрогай её.
Ребенок: Нет, змейка гладкая!
Логопед: Давай мы тоже с тобой попробуем поговорить как змейка. Открой «Окошко» (широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы.) , сделай «Чашечку» (Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с), спрячь ее за верхние зубы, губы округли и подуй. Воздух должен быть теплым. Молодец!
5. Анализ артикуляции
Логопед: В каком положении находятся губы?
Ребенок: Губы- кружочком.
Логопед: В каком положении находятся зубы?
Ребенок: Сближены.
Логопед: Где находится кончик языка?
Ребенок: На верху.
Логопед: Где находятся края языка?
Ребенок: Прижаты к верхним боковым зубам.
Логопед: Какая струя воздуха выходит изо рта?
Ребенок: Теплая.
(Губы слегка округлены. Верхние и нижние зубы сближены. Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая и свободно проходит между зубами.) (Использую ручную модель.)
7. Развитие фонематического слуха
Логопед: Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась (постановка звука [ш] – ребенок шипит вслед за логопедом). Давай поищем змейку. Я буду произносить звуки, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка шипит: ш-ш-ш, кричи громко: «Вот ты где!»
- М-Ш -Л-Н-Ш-К –Ш.
(Ребенок услышав звук Ш-Ш-Ш говорит : «Вот ты где!»)
- Ша- ло- ны- шу- ка
(Ребенок услышав слог со звуком Ш-Ш-Ш говорит : «Вот ты где!»)
Логопед: Молодец. Посмотри, Маша, принесла конверт. Давай посмотрим что в нем?
Ребенок : В конверте картинки.
Логопед: Давай я буду показывать картинки, а ты скажешь есть ли в этих картинках звук [Ш], или нет.
Ребенок :Хорошо.
8. Закрепление изолированного произнесения звука
Логопед: Давай покажем Маше, как говорит змейка (постановка звука [ш]).
Твоя задача провести пальцем по дорожке и произносить звук Ш-ш-ш-ш.
9.«Один – много», детенышей животных. (с мячом)
Логопед: Угадай, кого встретила Маша на лесной дорожке. Я тебе буду говорить про одного, а ты мне про много:
Медвежонок- медвежата
Бельчонок –бельчата
Лисенок- лисята
Зайчонок –зайчата
Волчонок – волчата
Ежонок- ежата
Рысенок -рысята
10. Закрепление изолированного произнесения звука
Логопед : Посмотри, что принесла Маша!
Ребенок: Шарики. ( Картинка шары: большой, поменьше, еще меньше, меньше, совсем маленький, сдулся.)
Логопед: Из шариков выходит воздух: Ш, Ш, Ш, Ш, Ш, Ш.
- Тебе нужно нажимать пальчиком на каждый шарик и произносить звук Ш-Ш-Ш.
III. Итог занятия.
Логопед: Сегодня на занятии ты научил Машу говорить как змейка и это здорово у тебя получилось! Ты сегодня очень старался, молодец! И за это Маша подарит тебе такую картинку змейки.