Погребнова Елена Владимировна
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка – путешественница»)[/b]
Задачи:
1. Развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционный аппарат, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание.
2. Закреплять навык автоматизации звука [ш] в слогах, словах, фразах, навык чтения слогов, умение составлять слова из прочитанных слогов.
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Оборудование: книга со сказкой М. Гаршина «Лягушка-путешественница», сюжетная картинка по сказке, дидактические игры «Синоптик», «Утки», «Большие и маленькие».
Публикация «Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: Послушай внимательно и отгадай загадку:
Выпучив глаза сидит,
Во все стороны глядит,
Родилась в воде,
А живёт на земле. (Лягушка)
II. Основная часть.
Логопед: Сегодня я расскажу тебе об одной лягушке. Послушай, как звучит слово: «Лягуш-ш-шка». Какой звук я выделила? ([ш]). Какой это звук? (Всегда твёрдый согласный, глухой.) Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука [ш] губы немного округлены и выдвинуты вперёд, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – тёплая.
«Жила-была на свете лягушка-квакушка …» (Логопед рассказывает.)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Упражнения:
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка. («Лягушка».)
А теперь комарик я,
Хоботок есть у меня. («Хоботок».)
На лист кувшинки сели,
На друг друга поглядели. («Блинчик».)
Налили в чашки чай,
Его ты пей и не скучай. («Чашечка».)
И вкусное варенье
Дадим на угощенье. («Вкусное варенье».)
На качелях мы качались
И друг другу улыбались. («Качели».)
Логопед: «Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами…»
САМОМАССАЖ «ЛЯГУШАТА».
Лягушата дружно встали
(протягивают согнутые в локтях руки вперёд).
Свои лапки показали
(пальцы широко раздвинуты).
Спинки прогибаются
(слегка прогибаются назад,
Лягушки улыбаются.
Лапками похлопали
(хлопки в ладоши,
Ладошками пошлёпали.
Шлёп по грудке, по руке
(хлопать ладонями по груди,
одной руке, бокам и спине
(докуда достают руки,
По бокам и по спине.
По другой руке стучали
И нисколько не устали
(похлопать по второй руке от кисти к плечу).
Застучали по ногам
(хлопки по ногам снизу вверх) –
Шлёп-шлёп-шлёп,
Тарам-пам-пам!
А потом, потом, потом
Кулачком всё разотрём
(кулачками растереть руки,
грудь, бока, спину, ноги,
Ладошками себе погладим
И спинку свою распрямим
(погладить себя мягкими движениями ладоней,
встать, хорошо выпрямив спину).
Логопед: «Подружки – лягушки очень любят дождик и ждут не дождутся, когда он начнётся…»
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ
Дидактическая игра «Синоптик» (см. фото, карточка 1.)
Логопед: Подскажи лягушкам, пойдёт дождик или нет. Прочитай слоги на всех облаках. Облака, на которых написаны слоги АШ, превратятся в тучи, и из них пойдёт дождь. Раскрась их серым цветом и проведи стрелочки к лягушке. А из облаков, на которых написаны остальные слоги, дождик не пойдёт. Обведи их голубым цветом и нарисуй за ними солнышко.
Но однажды с нашей лягушкой случилось одно происшествие. Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. Вдруг на болото залетела стая диких уток…
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОВАХ
Дидактическая игра «Утки» (см. фото, карточка 2.)
Логопед: Прочитай слоги на всех утках и на листе кувшинки. Проведи линию от каждой утки до листа и прочитай слово, которое получится, когда утка сядет на лист кувшинки.
Утки приземлились на лист, увидели лягушку и заговорили между собой.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В ЧИСТОГОВОРКАХ
Ушка – ушка – ушка – вот лягушка.
Ушка – ушка – ушка – лягушка-квакушка.
Ушка – ушка – ушка – ловко прыгает лягушка.
Ушка – ушка – ушка – мы увидели лягушку.
Ушка – ушка – ушка – живёт на болоте лягушка.
Ушка – ушка – ушка – скажем «Здравствуйте!» лягушке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Импровизация движений по тексту.
ЛЯГУШКА
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Ква, ква, ква-ква-ква!
Скачет, вытянувши ножки.
Вот из лужицы на кочку,
Да за мошкою вприскочку.
Ква, ква, ква-ква-ква!
Да за мошкою вприскочку.
Больше есть ей неохота,
Прыг опять в своё болото.
Ква, ква, ква-ква-ква!
Прыг опять в своё болото.
В поле мушек то и знает,
Язычком своим хватает.
Ква, ква, ква-ква-ква!
Язычком своим хватает.
Логопед: «Лягушка захотела показаться уткам очень умной и рассказать им стихотворение, но сильно разволновалась и всё перепутала …»
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОВАХ.
Логопед: Помоги лягушке исправить ошибки:
С другом мы играли в … ЧАШКИ,
Пили чай из белой … ШАШКИ!
Вылезла из норки … ШИШКА,
На неё упала … МЫШКА!
Петухи, затеяв … ШПОРЫ,
Грозно поднимают … СПОРЫ!
Мы с сестрой посуду … ШИЛИ
И наряды куклам … МЫЛИ!
Модница надула … ШУБЫ
Не подходят ей все … ГУБЫ!
Горько плачет бедный … ШАРИК,
Улетел воздушный … ГАРИК!
Логопед: «Утки рассказали лягушке, что собираются на юг. Ей очень захотелось с ними. «Я придумала, - сказала лягушка. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать …» Так и сделали». (см. фото сюжетная картинка).
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] ВО ФРАЗАХ.
Логопед: Наша лягушка-путешественница полетела с утками, а остальные лягушки ей завидовали. Послушай, что они из завести говорили улетающим уткам, и повтори:
Наши квакушки вашей краше.
Ваша квакушка тише наших.
Рот у нашей квакушки шире вашей.
Наши квакушки выше вашей.
III. Заключительная часть.
Логопед: В этот раз лягушка-путешественница долетела до юга. Сегодня, помогая нашей квакушке, какой звук ты старался правильно произносить? Наша героиня прислала своим подружкам письмо. В нём она нарисовала всех, кого встретила по дороге.
Домашнее задание (см. фото домашние задания: карточка 1.)