Ольга Пилипенко
ООД по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Как мы общаемся»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: познакомить детей с невербальными (несловесными) средствами общения — мимикой, жестами, телодвижениями и др.
Учить воспринимать несловесную информацию.
Закрепить знания о вербальном способе общения (с помощью слов, используя интонацию);
Развивать коммуникативные способности, мимические и пантомимические навыки.
Материал: шкатулка, бусинки, кусочки бумаги, схематические изображения эмоций.
Музыкальное сопровождение: песня-игра «Вот - так!»
Содержание ОД:
Публикация «ООД по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста „Как мы общаемся“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель: Здравствуйте ребята, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.
- Давайте поздороваемся друг с другом без слов (киваем головой, возьмемся под руки, поздороваемся лбами, ладошками, приобнимем за плечи).
- Как было приятнее общаться, приветствовать друг друга?
- А, как вы думаете, что такое общение? (Это передача информации от одних людей другим).
- А сейчас мы установим правила общения и соберем их в нашу копилку-шкатулку. (Раздаю детям бусинки, это и будут правила. Дети называют свое правило и помещают бусинку в шкатулку: не ругаться; не перебивать друг друга; нужно помогать, если что-то не получается; говорить “волшебные” слова; улыбаться собеседнику; не спорить громко; нельзя обижать того с кем разговариваешь).
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Люди общаются, чтобы передавать знания, опыт друг другу. А как вы думаете, ссоры, грубые слова, крик — это общение или нет? (Да, общение, только неправильное).
- А что же может помешать нашему общению? (Раздаю детям небольшие бумажки, каждый ребенок называет, что ему мешает в общении и кидает, смяв листок, в “мусорное ведро”).
Воспитатель: Правильно общаться, значит вести себя так, чтобы людям было хорошо с тобой, удобно и приятно. Вспомните:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно. (читает ребенок)
- А какими способами могут общаться люди? (Словами, жестами.)
Воспитатель: При общении с помощью слов и объединении их в предложения получают информацию о предмете — какой он, где находится, что делает.
Например, жили в лесу три медведя.
— О ком речь? (О медведях.)
— Сколько медведей? (Три.)
— Где они жили? (В лесу.)
Вот сколько информации получено из одного короткого предложения в пять слов.
В предложении можно менять интонацию голоса, и тогда одно и то же предложение будет звучать совершенно по-разному: как вопрос, как утверждение и т. д.
- Давайте попробуем сказать предложение «Я пойду гулять» с разной интонацией. Например, вы не знаете, отпустит вас мама гулять или нет, и вы у нее спрашиваете: «Я пойду гулять?» Теперь, представьте, что вам очень хочется пойти погулять, но мама вас не пускает. Конечно, вы рассердитесь. Как в таком случае будет звучать предложение? («Я пойду гулять!») Если вам хотелось пойти погулять и мама вас отпустила. Как вы скажете тогда? Если вы общаетесь со своим другом и расскажете ему, чем будете заниматься сейчас. Как в таком случае прозвучит предложение?
- Но еще можно общаться с помощью жестов.
- Что такое жест? (Жест — движение рук, тела, головы).
- Жесты помогают общению словами и нередко заменяют их. Некоторые жесты могут иметь разные значения в зависимости от ситуации и цели общения. Как вы думаете, что обозначает такой жест — человек машет поднятой рукой? (Прощание, подождите, «Я здесь!», поклон.) --- Покажите жестом «Я», «Там», «До свидания», «Иди сюда», «Я иду», «Нельзя!», «Нет», «Да». - А теперь догадайтесь, какой жест изобразила я? («Я тебя люблю», «Молодцы!».)
- Молодцы! Я рада, что мы друг друга поняли, мне было приятно с вами общаться.
Физкультминутка «Вот так!» (под музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Кроме общения с помощью слов и жестов люди могут общаться и с помощью мимики. Она передает настроение человека даже когда он молчит. Когда вы приходите в детский сад, иногда воспитатель спрашивает: «Что случилось, почему ты такой грустный?» - --- Как он догадался о вашем настроении, если вы не сказали еще ни слова? (Увидел грустное лицо.)
- А что такое мимика? (Мимика - движение мышц лица, выражающее настроение, внутреннее состояние человека. С помощью мимики человек выражает радость, удивление и другие эмоции).
- Как вы думаете, какие еще эмоции можно выразить с помощью мимики?
Игра «Угадай эмоции».
(На столе картинками вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Нужно узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики и голосовых интонаций. Схематически изображены горе, радость, испуг, досада, гнев, обида, удивление).
Подвижная игра «Угадай загадку, покажи отгадку»
- А, сейчас, я буду загадывать загадки, а вы, не называя отгадку, будете показывать ее с помощью движений, мимики и звуков.
- Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Пес.)
- Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка, зовут ее. (лягушка).
- Хвост с узорами, сапоги со шпорами, раньше всех встает, голосисто поет. (Петух.)
- Кто, позабыв тревоги, спит зимой в своей берлоге? (Медведь.)
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)
- Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)
- В воде купался и сух остался. (Гусь.)
- Молодцы! Таким образом, можно сказать, что жесты и мимика делают речь человека более выразительной.
-Мы сегодня узнали, как люди могут общаться между собой.
- При помощи чего люди могут общаться? (При помощи слов, мимики, движений, жестов, условных знаков, картинок).
- Это далеко не все способы общения, о других способах передачи информации мы еще поговорим. А теперь догадайтесь, что я вам хочу сказать?
Показываю мимикой и жестами «Вы молодцы!», «Я вас люблю!», «До свидания».