Аня Старцева
Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Эксперимент по выявлению уровня социально-психологической адаптации первоклассников проходил на базе МБДОУ «детский сад № 11» г. Троицк. В эксперименте принимали участие 10 девочек и 9 мальчиков старшей группы в возрасте 6–6,5 лет.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
На основе анализа психолого-педагогической литературы проведенного мною, были определены показатели уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников :
– понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия;
– понимание ребенком состояния сверстника;
– способы выражения ребенком своего отношения к взрослому;
– представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику.
В качестве измерителей уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников была использована методика «выбери картинку» .
Методика «выбери картинку», цель: определить уровень сформированности коммуникативных умений (умение слушать и слышать, понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия). Индивидуально, каждому ребенку предлагалось рассмотреть сюжетные картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Нужно было внимательно выслушать инструкцию, и выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик рядом с ней. Ребенок должен работать самостоятельно. Вслух ничего не произносить. Методика обследования включает в себя четыре блока. Каждый блок состоит из определенного набора пар картинок и вопросов к ним.
Так блок №1 цель, которого заключается в определении уровня развития коммуникативных умений, навыков и способностей (умение слушать и слышать, понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия). Состоит из 3 пар картинок и 3 вопросов к ним.
Блок 2 направлен на определение сформированности у ребенка, понимания состояния сверстника, состоит из 6 пар картинок и вопросов.
Блок 3. Направлен на определение умение слушать и слышать, представление о способах выражения ребенком своего отношения к взрослому, состоит из 4 пар картинок и вопросов к ним.
Блок 4. Цель: выявить уровень развития коммуникативных умений, навыков и способностей (умение слушать и слышать, представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику). Состоит из 4 пар картинок и вопросов к ним.
Всего за время тестирования ребенку предлагается рассмотреть 17 пар картинок и выполнить задание к каждой картинке. Диагностика проводиться в индивидуальной форме.
Интерпретация результатов по каждому блоку заданий ребенок может набрать от 1-3 баллов а именно:
Блок №1
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки, то есть дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки, то есть дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку, то есть дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.
Блок 2.
3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки, то есть дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки, то есть дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку, то есть дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.
Блок 3.
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому, то есть дети, имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому, то есть дети имеют недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому
1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому, то есть дети, не имеют четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Блок 4.
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей).
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т. д.).
1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.
Таким образом, в результате психодиагностического обследования мы получаем результаты по 4 показателям: понимание ребенком задач предъявляемых взрослыми, понимание ребенка состояние сверстника, умение выражать свое отношение к взрослому, умение выражать свое отношение к сверстнику. В цело каждый из этих показателей определяет уровень коммуникативных способностей у дошкольников
Анализ результатов экспериментальной работы
Ранее, подробно были описаны методики применяемы нами для диагностики уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников. Описана группа испытуемые. Теперь рассмотри результаты психодиагностического исследования.
Для выявления уровня развития коммуникативных способностей дошкольников нами была использована методика «выбери картинку», которая отслеживает 4 показателя. Следует отметить что в каждой таблице и на каждом рисунке для наглядного изображения полученных данных мы вели трех уровневую шкалу, высокий уровень присваивался ребенку набравшему 3 балла, средний уровень присваивался за 2 набранных балла, и соответственно низкий уровень был у тех детей кто набрал 1 бал.
Результаты диагностики по методике выбери картинку в сырых баллах и средний балл по каждому из показателей представлены в таблице 2.2.1. и в таблице 2.2.2 соответственно. В таблицах 2.2.1 и 2.2. 2 приняты следующие обозначения: А – баллы полученные по показателю понимание ребенком задач предъявляемых взрослым; Б – баллы полученные по показателю понимание состояния сверстника; В – баллы полученные по показателю представление о способах выражения ребенком своего отношения ко взрослому; Г – баллы полученные по показателю представление о способах выражения ребенком своего отношения к сверстнику
Таблица 2.2.1. – Сырые баллы по каждому из показателей методике выбери картинку
№ испытуемого А Б В Г
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
1 2 2 1 2 2 2 1 2
2 3 3 2 3 3 3 2 3
3 3 2 3 2 3 2 3 2
4 1 3 1 3 1 3 1 3
5 3 1 3 1 3 1 3 1
6 2 3 2 2 2 2 2 2
7 1 2 1 2 1 3 1 1
8 3 2 3 2 3 2 3 2
9 3 1 2 1 2 1 2 1
10 2 2 2 2
Таблица 2.2.2. – Средний балл по методике выбери картинку
Средний балл
А Б В Г
Девочки 2,3 2,0 2,2 2,0
Мальчики 2,1 2,0 2,1 1,8
Из таблицы 2.2.2 видно, что у девочек по всем показателям наблюдается средний уровень развития коммуникативных способностей, а у мальчиков наблюдается средний и низкий уровень развития коммуникативных способностей. Так если подробно рассматривать каждый из показателей в отдельности можно сделать вывод, что и мальчики и девочки имеют средний уровень развития следующих показателей коммуникативных способностей старших дошкольников : понимание ребенком задач предъявляемых взрослым, понимание состояния, представление о способах выражения ребенком своего отношения ко взрослому. И только по показателю представление о способах выражения ребенком своего отношения к сверстнику имеется различие в уровне развития, так у девочек по данному показателю наблюдается средний уровень, а у мальчиков низкий.
Обобщенный показатель по методике выбери картинку в сырых баллах представлен в таблице 2.2.3
Таблица 2.2.3. – обобщенный показатель сырых баллов по методике выбери картинку
№ испытуемого Коммуникативные способности
Девочки Мальчики
1 6 8
2 10 12
3 12 8
4 4 12
5 12 4
6 8 9
7 4 8
8 12 8
9 9 4
10 8
Средний балл по показателю коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста представлен в таблице 2.2.4
Таблица 2.2.4 - обобщенный средний балл коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Средний балл коммуникативных способностей
Девочки 8,5
Мальчики 8,1
Анализируя результатов психодиагностического исследования представленных в таблице 2.2.4 можно сделать вывод, что и у мальчиков и у девочек наблюдается средний уровень развития коммуникативных способностей.
Таким образом, опираясь на данные полученные в таблицах 2.2.3 и 2.2.4 можно сделать вывод, что уровень развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста не зависит от гендерных аспектов.
Для более наглядного изображения результатов психодиагностического исследования оп определению уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы перевели сырые баллы в уровни. И наглядно представлены данные в таблице 2.2.5
Для обобщения полученных результатов мы использовали экспертную оценку, результаты представлены в таблице 2.2.5 и на рисунке 2.2.5
Таблица 2.2.5 – Сводные результаты диагностики развития коммуникативных способностей у дошкольников
Группы Уровни коммуникативных способностей (количество человек в %)
Высокий Средний Низкий
девочки 40,0 40,0 20,0
мальчики 33,3 44,4 22,3
Рисунок 2.2.5 – Сводные результаты диагностики уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников
Анализируя сводные результаты уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников представленные в таблице 2.2.5 и на рисунке 2.2.5 можно сделать вывод, что в группе девочек на высоком и среднем уровне находят по 40 % испытуемых, что составило 8 девочки, на низком уровне находится 20 % испытуемых, что составило в количественном плане 2 девочек.
В группе мальчиков на высоком уровне находится примерно 33,3 % испытуемых, что составило 3 мальчика, на среднем уровне находится 44,4 % испытуемых, что составляет 4 мальчика и на низком уровне находится примерно 22,3 % испытуемых, что составляет 2 мальчиков.
Таким образом на основе анализа результатов проведенной работы можно сделать вывод что и у мальчиков и у девочек коммуникативные способности находятся на среднем уровне.
Следует отметить, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза не была полностью подтверждена. Мы предполагали, что уровень развития коммуникативных способностей у девочек старшего дошкольного возраста выше, чем у мальчиков, однако в ходе психодиагностического исследования мы пришли к выводу, что уровень развития коммуникативных способностей мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в основном находится на среднем и низком уровне.
Таким образом, опираясь на результаты данных полученных в ходе психодиагностического исследования по каждому показателю коммуникативных способностей дошкольников можно отметить, что данные результаты свидетельствуют о недостаточном уровне развития коммуникативных способностей у дошкольников.
Проанализировав результаты исследования представленные в параграфе 1.2. мы пришли к выводы, что необходимо проводить специальную профилактическую работу, направленную на развитие коммуникативных способностей у дошкольников.