Получи документы

Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Аня Старцева
Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Эксперимент по выявлению уровня социально-психологической адаптации первоклассников проходил на базе МБДОУ «детский сад № 11» г. Троицк. В эксперименте принимали участие 10 девочек и 9 мальчиков старшей группы в возрасте 6–6,5 лет.

Темочки:

На основе анализа психолого-педагогической литературы проведенного мною, были определены показатели уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников :

– понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия;

– понимание ребенком состояния сверстника;

способы выражения ребенком своего отношения к взрослому;

– представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику.

В качестве измерителей уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников была использована методика «выбери картинку» .

Методика «выбери картинку», цель: определить уровень сформированности коммуникативных умений (умение слушать и слышать, понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия). Индивидуально, каждому ребенку предлагалось рассмотреть сюжетные картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Нужно было внимательно выслушать инструкцию, и выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик рядом с ней. Ребенок должен работать самостоятельно. Вслух ничего не произносить. Методика обследования включает в себя четыре блока. Каждый блок состоит из определенного набора пар картинок и вопросов к ним.

Так блок №1 цель, которого заключается в определении уровня развития коммуникативных умений, навыков и способностей (умение слушать и слышать, понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия). Состоит из 3 пар картинок и 3 вопросов к ним.

Блок 2 направлен на определение сформированности у ребенка, понимания состояния сверстника, состоит из 6 пар картинок и вопросов.

Блок 3. Направлен на определение умение слушать и слышать, представление о способах выражения ребенком своего отношения к взрослому, состоит из 4 пар картинок и вопросов к ним.

Блок 4. Цель: выявить уровень развития коммуникативных умений, навыков и способностей (умение слушать и слышать, представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику). Состоит из 4 пар картинок и вопросов к ним.

Всего за время тестирования ребенку предлагается рассмотреть 17 пар картинок и выполнить задание к каждой картинке. Диагностика проводиться в индивидуальной форме.

Интерпретация результатов по каждому блоку заданий ребенок может набрать от 1-3 баллов а именно:

Блок №1

3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки, то есть дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.

2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки, то есть дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.

1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку, то есть дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.

Блок 2.

3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки, то есть дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения

2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки, то есть дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.

1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку, то есть дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.

Блок 3.

3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому, то есть дети, имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому

2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому, то есть дети имеют недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому

1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому, то есть дети, не имеют четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Блок 4.

3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей).

2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т. д.).

1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.

Таким образом, в результате психодиагностического обследования мы получаем результаты по 4 показателям: понимание ребенком задач предъявляемых взрослыми, понимание ребенка состояние сверстника, умение выражать свое отношение к взрослому, умение выражать свое отношение к сверстнику. В цело каждый из этих показателей определяет уровень коммуникативных способностей у дошкольников

Анализ результатов экспериментальной работы

Ранее, подробно были описаны методики применяемы нами для диагностики уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников. Описана группа испытуемые. Теперь рассмотри результаты психодиагностического исследования.

Для выявления уровня развития коммуникативных способностей дошкольников нами была использована методика «выбери картинку», которая отслеживает 4 показателя. Следует отметить что в каждой таблице и на каждом рисунке для наглядного изображения полученных данных мы вели трех уровневую шкалу, высокий уровень присваивался ребенку набравшему 3 балла, средний уровень присваивался за 2 набранных балла, и соответственно низкий уровень был у тех детей кто набрал 1 бал.

Результаты диагностики по методике выбери картинку в сырых баллах и средний балл по каждому из показателей представлены в таблице 2.2.1. и в таблице 2.2.2 соответственно. В таблицах 2.2.1 и 2.2. 2 приняты следующие обозначения: А – баллы полученные по показателю понимание ребенком задач предъявляемых взрослым; Б – баллы полученные по показателю понимание состояния сверстника; В – баллы полученные по показателю представление о способах выражения ребенком своего отношения ко взрослому; Г – баллы полученные по показателю представление о способах выражения ребенком своего отношения к сверстнику

Таблица 2.2.1. – Сырые баллы по каждому из показателей методике выбери картинку

№ испытуемого А Б В Г

девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики

1 2 2 1 2 2 2 1 2

2 3 3 2 3 3 3 2 3

3 3 2 3 2 3 2 3 2

4 1 3 1 3 1 3 1 3

5 3 1 3 1 3 1 3 1

6 2 3 2 2 2 2 2 2

7 1 2 1 2 1 3 1 1

8 3 2 3 2 3 2 3 2

9 3 1 2 1 2 1 2 1

10 2 2 2 2

Таблица 2.2.2. – Средний балл по методике выбери картинку

Средний балл

А Б В Г

Девочки 2,3 2,0 2,2 2,0

Мальчики 2,1 2,0 2,1 1,8

Из таблицы 2.2.2 видно, что у девочек по всем показателям наблюдается средний уровень развития коммуникативных способностей, а у мальчиков наблюдается средний и низкий уровень развития коммуникативных способностей. Так если подробно рассматривать каждый из показателей в отдельности можно сделать вывод, что и мальчики и девочки имеют средний уровень развития следующих показателей коммуникативных способностей старших дошкольников : понимание ребенком задач предъявляемых взрослым, понимание состояния, представление о способах выражения ребенком своего отношения ко взрослому. И только по показателю представление о способах выражения ребенком своего отношения к сверстнику имеется различие в уровне развития, так у девочек по данному показателю наблюдается средний уровень, а у мальчиков низкий.

Обобщенный показатель по методике выбери картинку в сырых баллах представлен в таблице 2.2.3

Таблица 2.2.3. – обобщенный показатель сырых баллов по методике выбери картинку

№ испытуемого Коммуникативные способности

Девочки Мальчики

1 6 8

2 10 12

3 12 8

4 4 12

5 12 4

6 8 9

7 4 8

8 12 8

9 9 4

10 8

Средний балл по показателю коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста представлен в таблице 2.2.4

Таблица 2.2.4 - обобщенный средний балл коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Средний балл коммуникативных способностей

Девочки 8,5

Мальчики 8,1

Анализируя результатов психодиагностического исследования представленных в таблице 2.2.4 можно сделать вывод, что и у мальчиков и у девочек наблюдается средний уровень развития коммуникативных способностей.

Таким образом, опираясь на данные полученные в таблицах 2.2.3 и 2.2.4 можно сделать вывод, что уровень развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста не зависит от гендерных аспектов.

Для более наглядного изображения результатов психодиагностического исследования оп определению уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы перевели сырые баллы в уровни. И наглядно представлены данные в таблице 2.2.5

Для обобщения полученных результатов мы использовали экспертную оценку, результаты представлены в таблице 2.2.5 и на рисунке 2.2.5

Таблица 2.2.5 – Сводные результаты диагностики развития коммуникативных способностей у дошкольников

Группы Уровни коммуникативных способностей (количество человек в %)

Высокий Средний Низкий

девочки 40,0 40,0 20,0

мальчики 33,3 44,4 22,3

Рисунок 2.2.5 – Сводные результаты диагностики уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников

Анализируя сводные результаты уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников представленные в таблице 2.2.5 и на рисунке 2.2.5 можно сделать вывод, что в группе девочек на высоком и среднем уровне находят по 40 % испытуемых, что составило 8 девочки, на низком уровне находится 20 % испытуемых, что составило в количественном плане 2 девочек.

В группе мальчиков на высоком уровне находится примерно 33,3 % испытуемых, что составило 3 мальчика, на среднем уровне находится 44,4 % испытуемых, что составляет 4 мальчика и на низком уровне находится примерно 22,3 % испытуемых, что составляет 2 мальчиков.

Таким образом на основе анализа результатов проведенной работы можно сделать вывод что и у мальчиков и у девочек коммуникативные способности находятся на среднем уровне.

Следует отметить, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза не была полностью подтверждена. Мы предполагали, что уровень развития коммуникативных способностей у девочек старшего дошкольного возраста выше, чем у мальчиков, однако в ходе психодиагностического исследования мы пришли к выводу, что уровень развития коммуникативных способностей мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в основном находится на среднем и низком уровне.

Таким образом, опираясь на результаты данных полученных в ходе психодиагностического исследования по каждому показателю коммуникативных способностей дошкольников можно отметить, что данные результаты свидетельствуют о недостаточном уровне развития коммуникативных способностей у дошкольников.

Проанализировав результаты исследования представленные в параграфе 1.2. мы пришли к выводы, что необходимо проводить специальную профилактическую работу, направленную на развитие коммуникативных способностей у дошкольников.

Публикации по теме:

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста Тема: «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста». Цель: Мотивировать педагогов на использование.

Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом дружбы» Предлагаю один из конспектов коррекционно-развивающей программы «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста Высокая степень доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние на образование, в.

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Опыт работы «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме: «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей.

Опыт работы для коллег по исследованию навыков словообразования у детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начинать.

Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время отмечается необходимость развития творческих.

Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста Театрализованные игры – это своеобразная приобщения форма ребенка будущей взрослой жизни, это школа, где ребенок познает себя и свои возможности,.

Технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР Подготовили: Учитель-логопед Нечаева Екатерина Владимировна Музыкальный руководитель Голубева Екатерина Юрьевна Актуальность: В коррекционной.

Учебное исследование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастаУчебное исследование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Дошкольники – прирожденные исследователи. Одним из принципов федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 06:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Аня Старцева (УИ 827907) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД