Анжелика Хаметова
Конспект индивидуального занятия на постановку звука [Ц] «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Постановка звука Ц
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Ц;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Публикация «Конспект индивидуального занятия на постановку звука [Ц] „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Логопед: Сегодня к нам опять пришел гость. А кто это, ты узнаешь, если отгадаешь загадку.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо! (ЦЫПЛЕНОК)
Логопед: Да к нам в гости пришел маленький желтенький цыпленок ЦЫПА.
А цыпленок – это кто? (это птенец КУРИЦЫ)
А курица – это кто? (Это домашняя птица)
А каких еще домашних птиц ты знаешь? (ПЕТУХ, УТКА, ИНДЮК, ГУСЬ).
Логопед: Сегодня мы поговорим о домашних птицах.
2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про ЦЫПЛЕНКА.
Жёлтый маленький комок
Во дворе пшено клюёт
Смотрит на него телёнок
До чего же мал цыплёнок.
(сначала каждый пальчик здоровается с большим в такт стихотворения; затем показываем «теленка - корову» (большой палец и мизинец выставить, остальные спрятать в кулачок), затем сжимаем кулачки – показываем «цыпляток»).
3. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Для того, чтобы научиться говорить любимый звук ЦЫПЛЕНКА ЦЫПЫ, ты должен уметь правильно дышать. Давай потренируемся.
Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха.
Просунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдернуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межгубный твердый звук Т.
4. Артикуляционная гимнастика
Логопед: А теперь потренируем наши язычки!
Упражнения для языка:
Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, похожий на Т. Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль за выдыхаемой струей воздуха ладонью. (упражнение полезно тем, что приучает язык ребенка к тому положению, которое выполняется при произнесении звука Ц)
5. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: А теперь давай попищим, как цыпленок.
Упражнение на выработку СИЛЫ ГОЛОСА.
Вдох носом, выдох ртом с произнесением Пи-пи-пи-пи с ослаблением голоса (как можно дольше на одном дыхании);
Вдох носом, выдох ртом с произнесением Пи-пи-пи-пи с усилением голоса (как можно дольше на одном дыхании)
Логопед: А теперь произнеси это тоненьким голоском: пи-пи-пи-пи-пи; а теперь басом - пи-пи-пи-пи
6. Постановка звука Ц
Логопед: Дружок, давай будем учиться произносить любимый звук ЦЫПЛЕНКА ЦЫПЫ!
Постановка звука Ц
1. Открыть рот. Кончиком языка напряженно упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен быть свободным. Вдохнуть, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Струя воздуха проходит посредине языка. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук Ц.
Примечание: Кончик языка должен быть подвижным, иначе в момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слышится короткий звук С.
2. Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краёв языка.
Примечание: При выполнении упражнения стараться не открывать рот слишком широко, иначе часто слышится не короткий Ц, а глухой слог ЦЭ (или ЦА).
7. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед кидает ребенку мяч, и называет домашнюю птицу, а ребенку нужно вспомнить детеныша.
КУРИЦА – ЦЫПЛЕНОК
ГУСЬ – ГУСЕНОК
ИНДЮК – ИНДЮШОНОК
УТКА – УТЕНОК.
Игра «Назови ласково»
КУРИЦА – КУРОЧКА
ПЕТУХ- ПЕТУШОК
УТКА – УТОЧКА
Игра «Один - много»
УТКА – УТКИ
КУРИЦА –КУРИЦЫ
ПЕТУХ – ПЕТУХИ
ГУСЬ – ГУСИ
ИНДЮК – ИНДЮКИ
8. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Цыпленок Цыпа хочет с тобой еще немного поиграть. Сейчас он будет называть разные слоги, а ты, если услышишь в слоге любимый звук ЦЫПЛЕНКА ЦЫПЫ, хлопни в ладоши (положи синюю фишку)
АЦ, АТ, АС, ЦУ, ТУ, СУ, ОЦ, ОТ, ОС, ЦЫ, ТЫ, СЫ, ИЦ
9. Итог НОД, оценка работы ребенка
Логопед: Малыш, тебе понравилось сегодня на занятии? Кто приходил к нам в гости? Чему мы учились? Что у тебя получается лучше всего. ТЫ научился говорить любимый звук ЦЫПЛЕНКА ЦЫПЫ? Давай попробуем еще раз?
Ты молодец!