Елена Полуаршинова
Конспект индивидуального занятия для ребёнка с особенностями развития «Путешествие по пустыне»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Цель развивающего индивидуального занятия: развивать сенсорно-перцептивную сферу и мелкую моторику у ребенка с множественными нарушениями развития.
Задачи развивающего индивидуального занятия:
- способствовать созданию положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности,
- развивать зрительное восприятие и творческое воображение,
- формировать представления о разных свойствах песка
Материал: песочный стол с подсветкой, фигурки возможных обитателей пустыни (например, из киндер-сюрпризов, магнитофон, диск со звуками природы.
Публикация «Конспект индивидуального занятия для ребёнка с особенностями развития „Путешествие по пустыне“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пустыня
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Ход занятия
Перед входом в темную сенсорную комнату психолог рассказывает ребенку о том, что сегодня он познакомиться с волшебной страной, находящейся далеко в песках. После чего ведущий с ребенком заходят в комнату, и психолог включает светящийся стол с песком.
Психолог: «Посмотри, перед нами огромная пустыня. Сейчас кроме песка здесь ничего нет. Я предлагаю тебе узнать этот песок лучше. Прикоснись к нему, попробуй пересыпать песок из одной ладошки в другую, понаблюдай, как он сыпется. Какой он на ощупь? (Холодный, теплый, мягкий, легкий)» [1].
Пока ребенок знакомится с песком звучит спокойная медленная музыка.
«Любое существо, проходя по этой пустыне, оставляет после себя след. Сейчас я предлагаю и тебе оставить свои отпечатки на этих бескрайних песчаных просторах» [2].
Упражнение «Отпечатки»
«Первым будет прокладывать свой путь в пустыне большой палец (ребенок самостоятельно или с помощью психолога оставляет отпечаток на песке большим пальцем). Посмотри, какой большой, округлый и глубокий след получился от большого пальца. Теперь очередь указательного пальца, среднего, безымянного и, наконец, самый маленький братец мизинец отважился вступить на песчаные просторы. Покажи след от какого пальца оказался самым крупным? От какого самым маленьким?»
Упражнение «Ладошки»
«Теперь закопаем всю ладошку в песок и будем поднимать по очереди каждый пальчик».
Во время игры следует обращать внимание на то, чтобы ребенок поднимал только те пальцы, какие его просят, остальная часть руки должна быть прижата к поверхности стола. Упражнение проводится с каждой ладонью по очереди, а затем пальцы на обеих руках «здороваются» одновременно [2].
Игра «Кто здесь был?»
«Сегодня мы уже узнали, что все существа, проходя через пустыню оставляют после себя следы на песке. Кто может ходить по пустыне? (верблюды, ящерицы, змеи и др.). Некоторые пришли сегодня к нам в гости и хотят поиграть с тобой. Сейчас мы будем делать отпечатки разными фигурками».
Психолог оставляет отпечатки выбранной фигуркой на песке, а ребенок показывает, кто оставил эти следы. Можно предложить ребенку самому оставить следы понравившейся фигуркой. Игра повторяется несколько раз [1,2].
Ритуал прощания
«Сегодня пустыня приоткрыла свои тайны, но у нее в запасе еще много волшебных загадок, разгадать которые мы попробуем в следующий раз. Пришло время прощаться».
Психолог вместе с ребенком совершает волшебные круговые движения над песочным столом и свет стола гаснет.
Заключение
В процессе занятия ребенок познакомился со свойствами песка. Сухой песок рассыпается, поэтому из него нельзя ничего построить, но его можно пересыпать тонкой струйкой из ладошки в ладошку. А еще все существа оставляют на песке следы, какие могут быть разной формы и размера.
Для ребенка было создано особое безопасное и эмоционально-комфортное пространство, пребывание в котором позволило ребенку дольше удерживать внимание на дидактическом материале, и способствовало поддержанию общей положительной эмоциональной окраски.
Список использованных источников
1. Новиковская, О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
2. Шиманович, Ю. "Разгадай тайну Песочной страны" [Текст]: коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке / Ю. Шиманович/ / Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №22. - С. 18-24.