Лилия Маглели
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Автоматизация звука [Р]».
Цели:
1. Закрепить навык правильного произношения звука [Р].
2. Развивать артикуляционную моторику.
3. Развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, конструктивные способности.
4. Закрепить умение составлять предложения.
Оборудование: зеркало, волшебная шкатулка, фасоль, бархатная бумага, картинки в названиях которых есть звук [Р], сюжетная картинка, разрезанная на несколько частей, сигналы зелёного, жёлтого и красного цвета.
Ход занятия
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
- Проснулся язычок. Открыл окошко в своем домике.
Упражнение «Окошко».
Широко открыть рот, окошко открыто.
- Закрыл окошко в своем домике.
Закрыть рот, окошко закрыто.
- Опять открыл окошко в своем домике. Язычок увидел своего давнего друга – лягушонка.
Упражнение «Лягушонок».
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5.
- А еще Язычок увидел Слоника.
Упражнение «Слоник».
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении до 5.
- Стали друзья кататься на своих любимых качелях.
Упражнение «Качели».
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
- Вдруг набежала тучка, пошел дождик.
«Дождик».
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук
д-д-д. Язык при произношении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
- Друзья открыли зонтик. Их красный зонтик был похож на гриб.
Упражнение «Грибок».
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Удерживать на счет до 5.
- Надоело друзьям стоять под зонтиком и слушать, как барабанит дождь. Побежали они домой. Прибежали домой, стали играть на музыкальных инструментах. Лягушонок стал играть на гармошке.
Упражнение «Гармошка».
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
- А Слоник стал играть на барабане.
Упражнение «Барабан».
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук
д-д-д.
- А потом друзья стали кататься на лошадке.
Упражнение «Лошадка».
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.
- А потом друзья стали расходиться по домам.
2. Артикуляция звука [Р].
Логопед:
- Как рычит тигр?
Ребенок:
- РРРРР…
Логопед:
- Что делают губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук [Р]?
Ребенок:
- Губы свободны, между зубами щель. Кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он вибрирует.
3. Стук в дверь. Логопед открывает дверь, никого нет, но находит Волшебную шкатулку.
Логопед обращается к ребенку:
- Как ты думаешь от кого Волшебная шкатулка?
Ребенок:
- Наверное от …
Логопед:
- Я тоже думаю, что Волшебную шкатулку прислала Фея Звуков. Давай ее откроем (в Волшебной шкатулке находится маленькая коробочка).
- Интересно, что же в коробочке? (открывают и находят фасоль).
- Фея Звуков хочет, чтобы я с тобой поиграла.
4. Упражнение на развитие слухового внимания, фонематического восприятия «Положи фасолинку, если услышишь звук [Р]».
Логопед:
- М, л, р, д, н, р, л, р; да, ро, лу, бу, ир, ры, ла, ро; нос, лодка, рысь, стол, мышь, забор, лопата, радуга.
- Посчитай сколько фасолинок ты положила?
Ребенок:
- Десять фасолинок.
Логопед хвалит ребенка.
Логопед:
- Что же еще лежит в Волшебной шкатулке?
5. Достает картинки и кубик. Логопед называет картинки.
Логопед:
- Давай с тобой поиграем. Нужно подбросить кубик, выпавшее число точек укажет, сколько раз ты должна назвать картинку (ракета, корзина, морковь, арбуз, рыба, торт и т. д).
Ребенок подбрасывает кубик и называет картинки.
Логопед:
- Молодец, все картинки назвала. Составь предложения, используя каждую картинку.
6. «Составление предложений по картинкам».
Ребенок:
- Мама в магазине купила вкусный торт.
- На огороде выросла морковка. И т. д.
Логопед:
- Посмотри, в волшебной шкатулке лежит рассыпанная картинка. Попробуй ее собери.
Ребенок собирает картинку.
Логопед:
- Посмотри внимательно на картинку, назови слова в названиях которых есть звук [Р].
Ребенок:
- Баран, ворота, розы, ворона…
7. Логопед:
- Послушай стихотворение:
Раз за разом бил баран
В красные ворота.
Он старался, как таран –
Напрасная работа:
Не сумел разбить баран
Красные ворота.
Логопед:
- Какие слова со звуком [Р] встретились в стихотворении?
Рефлексия. Если понравилось наше занятие, подними зелёный сигнал. Если не очень понравилось - жёлтый. Если совсем не понравилось - красный.