Лысенко Евгения Николаевна
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [л] в тексте»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Автоматизация звука [л] в тексте.
Задачи:
• коррекционно – образовательные: подготовить органы артикуляции к произнесению звука [л]; закрепить произношение звук [л] в тексте.
• коррекционно – развивающие: уточнение артикуляции звука [л]; четкое произношение звука [л]; развитие фонематического слуха; активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование элементарного навыка чтения.
• коррекционно – воспитательные: воспитывать усидчивость; заинтересованность к занятию.
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Автоматизация звука [л] в тексте“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Оборудование: Иллюстрации к артикуляционной гимнастике, схема для характеристики звука [л], картинки со звуком [л], схема для чтения слогов, зеркало, карточка с текстом.
Ход НОД
1. Орг. момент.
-Здравствуй, присаживайся!
2. Мимическая гимнастика:
Ребенок сел за стол. Обращает внимание на зеркало.
Поиграем в игру «Моё настроение». Предлагаю ребенку картинки с изображениями настроения - он выполняет.
3 Артикуляционная гимнастика: (комплекс для звука [л])
• «Почистим зубы»
Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания.
1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, что бы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
• «Блинчик»
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
• «Вкусное варенье»
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
• «Пароход гудит»
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).
Методические указания.
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
• «Индюк»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится [бл-бл] (как индюк болбочет).
Методические указания.
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
• «Качели»
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] и [л'] с гласными [а], [ы], [о], [у].
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
• «Лошадка»
Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.
Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
• «Беззвучно пощелкать кончиком языка»
Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука [л].
Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Кончик языка не должен загибаться внутрь и не должен высовываться изо рта.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны:
упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
• «Маляр»
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперед, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
• «Горка», «Киска сердится»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
• «Чашечка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
4. Объявление темы занятия.
Послушай внимательно и отгадай загадку.
Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(лук)
-На какой звук начинается это слово. (Слово лук начинается на звук [л])
5. Уточнение характеристики звука [л] (артикуляционной и акустической).
Нормальная установка при произнесении твёрдого звука.
1) Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами, с включением голоса остаётся неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.
2) Губы открыты.
3) Зубы разомкнуты.
4) Воздух выдыхается умеренной струёй; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
5) Звук л звонкий.
Акустическую характеристику ребенок отвечает по схеме.
6. Изолированное произношение звука [л]
А теперь мы вместе отправляемся в полёт, чтобы определить, правильно ли ты произносишь твердый звук [л]. Разведи прямые руки в стороны, покачивайся, делая наклоны, и на выдохе произноси длинно твёрдый звук : л-л-л-л. Летит самолёт высоко за облаками, его и не видно, только слышно, как он гудит низким тоном: л-л-л-л.
7. Развитие фонематического слуха.
Хлопни в ладоши если услышишь в слогах звук [л].
КА НА ОЛ ДЕЛ ЛАН ШО ЛУ ТАК
8. Чтение слогов по схеме.
Эти слоги дорасти до слов.
Ла – лапа
Лу – луна
Ал – вокзал, пенал, канал
Ол – стол, пол
Ул – тянул, стул
9. Произношение звука л в словах. Определение позиции звука. Развитие фонематических представлений
Использование схемы.
10. Работа с текстом.
Логопед читает текст, без названия.
За ягодами
Михаил взял кузовок и пошёл за ягодами. Долго Михаил был в бору. Набрал ягод и устал. Сел Михаил под ёлку. Где-то дятел долбил кору. Он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Заяц от страха присел, а потом поскакал. Отдохнул Михаил. Встал, взял кузовок и пошёл. По дороге увидел на ёлке белку. Взял шишку и кинул в белку. Белка убежала.
Вопросы:
1) Как можно озаглавить этот текст?
2) Какие слова тебе здесь незнакомы?
3) О чем этот текст?
4) Какие слова ты запомнил со звуком [л]?
5) Составь с этими словами ними предложение.
6) Как бы ты продолжил текст.
11. Подведение итога занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали?
-Характеристика звука