МААМ-картинки

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях»

Елена Краснова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях»
▼ Скачать +Заказ

Конспект индивидуального логопедического занятия учителя-логопеда Красновой Е. В.

Тема: «Автоматизация звука (Р) в словах, словосочетаниях и предложениях».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель: автоматизация звука (Р) в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить составлять сказку с использованием наводящих вопросов.

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях“» размещена в разделах

- уточнить артикуляцию звука (Р);

- дать развернутую характеристику звука (Р);

- закреплять умение определять наличие звука [р] в словах (в начале, середине, конце);

- закреплять правильное произношение звука (Р) в словах, словосочетаниях и предложениях.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;

- развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением;

- формировать правильное речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука; расширять словарный запас;

- формировать умения согласовывать имена существительные с прилагательными;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать интонационную сторону речи.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную установку на участие в занятии; формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность;

- воспитывать контроль за собственной речью.

Оборудование: разрезная картинка по сказке «Красная Шапочка», аудиозапись «В гостях у сказки», песочный стол, декорация по сказке

(Красная шапочка, домик, деревья, кустарники, цветы, улитка, муравьи, ромашки); мяч, дидактические игры: «Лабиринт», «Давай посчитаем», «Назови ласково»; «Найди лепесток для ромашки», картинки – «Пирожки с начинкой»; атрибут для рассказчика.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед и ребенок находятся в центре комнаты.

Вводная часть

Приветствие ребёнка, создание положительного настроя.

Логопед : Я очень рада тебя сегодня видеть. Давай улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.

Логопед предлагает ребенку подойти к столу.

Логопед : Я приготовила для тебя интересную картинку.

Логопед берёт заранее приготовленную картинку с изображением Красной шапочки, картинка падает из рук на стол и рассыпается на части.

Логопед : Что же делать?

Ребенок предлагает помочь педагогу и собрать разрезную картинку.

Игровое задание «Собери разрезную картинку».

Логопед : Кто изображён на картинке? (Красная Шапочка.) Героем, какой сказки она является? Кто автор этой сказки? (ответы ребенка).

Логопед : Ты любишь слушать сказки? Кто тебе их рассказывает? А рассказывать сказки своим родным, друзьям сам пробовал? Я предлагаю тебе сегодня побыть в роли рассказчика сказки «Красная шапочка» на новый лад (логопед предлагает ребёнку примерить на себя атрибут рассказчика). А что значит, сказка на новый лад? (ответы ребёнка). Правильно, это значит, что мы придумываем новую сказку, но главный герой остаётся прежний. Раз, два, три! Сказка, в гости к нам приди!

Звучит аудиозапись мелодии «В гостях у сказки».

II. Основная часть.

Логопед предлагает ребёнку присесть за стол перед зеркалом.

Составление сказки ребёнком при помощи картинок-подсказок.

Учитель-логопед оказывает помощь ребёнку в составлении сказки с использованием наводящих вопросов.

Ребё нок: Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась, посмотрела на себя в зеркало и улыбнулась…

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения:

«Улыбка». Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать так 15 секунд.

Ребё нок: Приготовила чашечку, чтобы попить чай.

«Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать 10 секунд, выполнять 4 раза.

Ребё нок: А чай она пила с вкусным вареньем.

«Вкусное варенье». Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

Ребё нок: Затем она почистила зубки.

«Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, затем сверху вниз. Губы неподвижны.

Ребё нок: Как говорится, делу время, а потехе - час, и Красная Шапочка решила отдохнуть. Она стала играть на дудочке.

«Трубочка». Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 секунд.

Ребё нок: Красная Шапочка играла так весело, что к ней прискакали лошадки.

«Лошадки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть не двигается.

Ребё нок: Услышали про это веселье и индюки.

«Индюки». При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Движение постепенно убыстрять, добавляя голос, пока не получится «бл-бл-бл».

Ребё нок: Что тут началось! Девочка взяла барабан и начала бить в барабан!

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д» сначала медленно, потом все быстрее. Рот приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Ребё нок: Но тут пришла мама и предложила Красной Шапочке сходить в гости к бабушке, отнести гостинцы

Ребё нок: Девочка взяла корзинку и побежала.

Характеристика по акустическим признакам.

Логопед : Красная Шапочка хорошо помнила, что где-то в лесу живет Серый волк. Вспомни, как рычит волк. Какой звук ты слышишь? ([р].) Когда ты произносишь его, есть преграда во рту? (Да.) Какой это звук? (Согласный, твердый.) Горлышко работает? (Да. Звук звонкий.). Волка она не боялась, так как в лесу у нее было много друзей, которые ей помогали пройти к бабушке и не встретится с ним.

Логопед : Тогда в путь.

Логопед предлагает ребёнку подойти к столу, на котором находится юнгеанская песочница.

Логопед : Сейчас мы нарисуем дорожку на песке и по ней пойдем в гости к бабушке (ребенок рисует).

Ребёнок ведёт пальчиками по песку и продолжает рассказывать дальше сказку, учитель-логопед оказывает помощь, задавая наводящие вопросы.

Ребенок: Красная шапочка шла по дорожке, рассматривала деревья, любовалась цветами.

Логопед : В лесу очень чистый воздух, пахнет хвоей и цветами, давай подышим с тобой чистым лесным воздухом.

Дыхательная упражнение. Логопед предлагает ребёнку вдохнуть через нос и медленно выдохнуть через рот, не поднимая плеч (выполнить 3 раза).

Логопед : Красная шапочка наслаждалась прогулкой, и не заметила, как сбилась с дороги…

Учитель-логопед ставит игрушку-улитку в песочницу.

Ребёнок, выполнив дыхательное упражнение, замечает на пути движения пальцев улитку (игрушку).

Ребенок: На пути ей повстречалась улитка.

Логопед : Что произошло дальше? Чем улитка может помочь Красной шапочке? (предполагаемые ответы ребёнка). А улитка может о чём-то попросить Красную шапочку?

Выбирают вариант, что улитка может показать дорогу, если Красная шапочка поиграет с ней.

Автоматизация звука [Р] в словах.

Дидактическая игра «Лабиринт».

Правила игры: Назвать картинки и сказать к какому звуку вы придете.

Логопед : Ты очень хорошо справился с этим заданием, улитка показала Красной шапочке дорогу и она двинулась дальше в путь.

Ребёнок продолжает рисовать пальчиками дорожку на песке. На пути логопед выставляет новое препятствие.

Логопед : Посмотри какая - то гора? Как ты думаешь, что это может быть? (предполагаемые ответы ребёнка). Давай раздвинем песок и увидим, что там.

Ребёнок раздвигает песок руками и рассматривает под песком муравейник.

Ребенок: Под песком муравейник.

Логопед : А как ты догадался, что это муравейник?

Ребё нок: Возле муравейника муравьи.

Логопед : Давай, попробуем их посчитать.

Дидактическая игра «Посчитаем муравьев»

- один муравей

- два муравья

- три муравья

- четыре муравья

- пять муравьев

Логопед : Что могло произойти дальше? Не забывай, что Красная шапочка сбилась с пути.

Ребёнок предлагает варианты того, что могло произойти далее.

Логопед : Муравьи укажут Красной шапочке дорогу, если она выполнит их задание.

Дидактическая игра «Назови ласково»

трава – травка;

муравей – муравейчик;

ромашка – ромашечка;

роза – розочка;

клевер – клеверочек;

гора – горочка;

воробей - воробушек

Логопед от имени муравьёв хвалит ребёнка.

Логопед : Муравьи похвалили Красную шапочку, показали дорогу. Пора в путь?

Логопед : Красная шапочка устала от дальней дороги - ножками потопала, ручками похлопала, плечики подняла и дальше по дорожке пошла.

Учитель-логопед выставляет ромашки в песочницу.

Ребенок рисует дорожку на песке и видит перед собой полянку ромашек, без лепестков.

Логопед : Посмотри, что случилось с ромашками?

Ребёнок замечает, что у ромашек не хватает лепестков.

Логопед : Подул сильный ветер, сорвал лепестки у ромашек, давай им поможем найти свои лепестки.

Дидактическая игра «Найди лепесток для ромашки».

Логопед собирает ромашки с песка, приглашает ребёнка присесть за стол, объясняет правила игры.

Правила игры: к первой ромашке подбираем лепестки с картинками, в названии которых звук [р] находится в начале слова, к второй – в названии которых звук[р] находится в середине слова, а к третьей – в названии которых звук [р] в конце слова.

Ребёнок выбирает лепесток с картинкой, определяет ромашку, к которой будет прикреплять, проговаривая слово вслух, и крепит с помощью липучки.

Логопед : Молодец, ты правильно выполнил задания. Нам нужно идти дальше по дорожке, которую указали нам ромашки.

Логопед выставляет домик бабушки в песочницу.

Ребенок продолжает рисовать дорожку на песке, замечает домик.

Ребенок: Красная шапочка отправилась дальше в путь и увидела впереди домик бабушки. Обрадовалась девочка, поздоровалась с бабушкой и отдала ей пирожки.

Автоматизация звука во фразовой речи.

Образование прилагательных от имен существительных.

Логопед : Давай посмотрим, какие пирожки Красная шапочка принесла бабушке.

Ребёнок достает «пирожок» (на каждом пирожке наклеена предметная картинка : картошка, рыба, брусника, черника, смородина) из корзинки: «В корзине картофельный пирожок» и т. д.

III. Заключительная часть.

Логопед предлагает ребёнку снять с себя атрибут рассказчика.

Рефлексия

Логопед : Какую интересную сказку мы сегодня вместе сочинили. Встреча с каким героем тебе больше всего запомнилась, чем? Помогая Красной Шапочке, какой звук ты старался правильно произнести? Понравилось тебе быть в роли рассказчика? А сейчас я предлагаю тебе пойти в группу и рассказать эту сказку ребятам.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложенияхКонспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес». Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закреплять произношение звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте»Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях и тексте. Задачи: Коррекционно - образовательные: - Закреплять правильный.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: - закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; - автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; - учить.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях»
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 21:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Краснова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД