Елена Краснова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях»
▼ Скачать +Заказ
Конспект индивидуального логопедического занятия учителя-логопеда Красновой Е. В.
Тема: «Автоматизация звука (Р) в словах, словосочетаниях и предложениях».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Цель: автоматизация звука (Р) в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить составлять сказку с использованием наводящих вопросов.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- уточнить артикуляцию звука (Р);
- дать развернутую характеристику звука (Р);
- закреплять умение определять наличие звука [р] в словах (в начале, середине, конце);
- закреплять правильное произношение звука (Р) в словах, словосочетаниях и предложениях.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;
- развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением;
- формировать правильное речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука; расширять словарный запас;
- формировать умения согласовывать имена существительные с прилагательными;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать интонационную сторону речи.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную установку на участие в занятии; формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность;
- воспитывать контроль за собственной речью.
Оборудование: разрезная картинка по сказке «Красная Шапочка», аудиозапись «В гостях у сказки», песочный стол, декорация по сказке
(Красная шапочка, домик, деревья, кустарники, цветы, улитка, муравьи, ромашки); мяч, дидактические игры: «Лабиринт», «Давай посчитаем», «Назови ласково»; «Найди лепесток для ромашки», картинки – «Пирожки с начинкой»; атрибут для рассказчика.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед и ребенок находятся в центре комнаты.
Вводная часть
Приветствие ребёнка, создание положительного настроя.
Логопед : Я очень рада тебя сегодня видеть. Давай улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.
Логопед предлагает ребенку подойти к столу.
Логопед : Я приготовила для тебя интересную картинку.
Логопед берёт заранее приготовленную картинку с изображением Красной шапочки, картинка падает из рук на стол и рассыпается на части.
Логопед : Что же делать?
Ребенок предлагает помочь педагогу и собрать разрезную картинку.
Игровое задание «Собери разрезную картинку».
Логопед : Кто изображён на картинке? (Красная Шапочка.) Героем, какой сказки она является? Кто автор этой сказки? (ответы ребенка).
Логопед : Ты любишь слушать сказки? Кто тебе их рассказывает? А рассказывать сказки своим родным, друзьям сам пробовал? Я предлагаю тебе сегодня побыть в роли рассказчика сказки «Красная шапочка» на новый лад (логопед предлагает ребёнку примерить на себя атрибут рассказчика). А что значит, сказка на новый лад? (ответы ребёнка). Правильно, это значит, что мы придумываем новую сказку, но главный герой остаётся прежний. Раз, два, три! Сказка, в гости к нам приди!
Звучит аудиозапись мелодии «В гостях у сказки».
II. Основная часть.
Логопед предлагает ребёнку присесть за стол перед зеркалом.
Составление сказки ребёнком при помощи картинок-подсказок.
Учитель-логопед оказывает помощь ребёнку в составлении сказки с использованием наводящих вопросов.
Ребё нок: Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась, посмотрела на себя в зеркало и улыбнулась…
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения:
«Улыбка». Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать так 15 секунд.
Ребё нок: Приготовила чашечку, чтобы попить чай.
«Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать 10 секунд, выполнять 4 раза.
Ребё нок: А чай она пила с вкусным вареньем.
«Вкусное варенье». Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.
Ребё нок: Затем она почистила зубки.
«Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, затем сверху вниз. Губы неподвижны.
Ребё нок: Как говорится, делу время, а потехе - час, и Красная Шапочка решила отдохнуть. Она стала играть на дудочке.
«Трубочка». Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 секунд.
Ребё нок: Красная Шапочка играла так весело, что к ней прискакали лошадки.
«Лошадки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть не двигается.
Ребё нок: Услышали про это веселье и индюки.
«Индюки». При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Движение постепенно убыстрять, добавляя голос, пока не получится «бл-бл-бл».
Ребё нок: Что тут началось! Девочка взяла барабан и начала бить в барабан!
«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д» сначала медленно, потом все быстрее. Рот приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.
Ребё нок: Но тут пришла мама и предложила Красной Шапочке сходить в гости к бабушке, отнести гостинцы
Ребё нок: Девочка взяла корзинку и побежала.
Характеристика по акустическим признакам.
Логопед : Красная Шапочка хорошо помнила, что где-то в лесу живет Серый волк. Вспомни, как рычит волк. Какой звук ты слышишь? ([р].) Когда ты произносишь его, есть преграда во рту? (Да.) Какой это звук? (Согласный, твердый.) Горлышко работает? (Да. Звук звонкий.). Волка она не боялась, так как в лесу у нее было много друзей, которые ей помогали пройти к бабушке и не встретится с ним.
Логопед : Тогда в путь.
Логопед предлагает ребёнку подойти к столу, на котором находится юнгеанская песочница.
Логопед : Сейчас мы нарисуем дорожку на песке и по ней пойдем в гости к бабушке (ребенок рисует).
Ребёнок ведёт пальчиками по песку и продолжает рассказывать дальше сказку, учитель-логопед оказывает помощь, задавая наводящие вопросы.
Ребенок: Красная шапочка шла по дорожке, рассматривала деревья, любовалась цветами.
Логопед : В лесу очень чистый воздух, пахнет хвоей и цветами, давай подышим с тобой чистым лесным воздухом.
Дыхательная упражнение. Логопед предлагает ребёнку вдохнуть через нос и медленно выдохнуть через рот, не поднимая плеч (выполнить 3 раза).
Логопед : Красная шапочка наслаждалась прогулкой, и не заметила, как сбилась с дороги…
Учитель-логопед ставит игрушку-улитку в песочницу.
Ребёнок, выполнив дыхательное упражнение, замечает на пути движения пальцев улитку (игрушку).
Ребенок: На пути ей повстречалась улитка.
Логопед : Что произошло дальше? Чем улитка может помочь Красной шапочке? (предполагаемые ответы ребёнка). А улитка может о чём-то попросить Красную шапочку?
Выбирают вариант, что улитка может показать дорогу, если Красная шапочка поиграет с ней.
Автоматизация звука [Р] в словах.
Дидактическая игра «Лабиринт».
Правила игры: Назвать картинки и сказать к какому звуку вы придете.
Логопед : Ты очень хорошо справился с этим заданием, улитка показала Красной шапочке дорогу и она двинулась дальше в путь.
Ребёнок продолжает рисовать пальчиками дорожку на песке. На пути логопед выставляет новое препятствие.
Логопед : Посмотри какая - то гора? Как ты думаешь, что это может быть? (предполагаемые ответы ребёнка). Давай раздвинем песок и увидим, что там.
Ребёнок раздвигает песок руками и рассматривает под песком муравейник.
Ребенок: Под песком муравейник.
Логопед : А как ты догадался, что это муравейник?
Ребё нок: Возле муравейника муравьи.
Логопед : Давай, попробуем их посчитать.
Дидактическая игра «Посчитаем муравьев»
- один муравей
- два муравья
- три муравья
- четыре муравья
- пять муравьев
Логопед : Что могло произойти дальше? Не забывай, что Красная шапочка сбилась с пути.
Ребёнок предлагает варианты того, что могло произойти далее.
Логопед : Муравьи укажут Красной шапочке дорогу, если она выполнит их задание.
Дидактическая игра «Назови ласково»
трава – травка;
муравей – муравейчик;
ромашка – ромашечка;
роза – розочка;
клевер – клеверочек;
гора – горочка;
воробей - воробушек
Логопед от имени муравьёв хвалит ребёнка.
Логопед : Муравьи похвалили Красную шапочку, показали дорогу. Пора в путь?
Логопед : Красная шапочка устала от дальней дороги - ножками потопала, ручками похлопала, плечики подняла и дальше по дорожке пошла.
Учитель-логопед выставляет ромашки в песочницу.
Ребенок рисует дорожку на песке и видит перед собой полянку ромашек, без лепестков.
Логопед : Посмотри, что случилось с ромашками?
Ребёнок замечает, что у ромашек не хватает лепестков.
Логопед : Подул сильный ветер, сорвал лепестки у ромашек, давай им поможем найти свои лепестки.
Дидактическая игра «Найди лепесток для ромашки».
Логопед собирает ромашки с песка, приглашает ребёнка присесть за стол, объясняет правила игры.
Правила игры: к первой ромашке подбираем лепестки с картинками, в названии которых звук [р] находится в начале слова, к второй – в названии которых звук[р] находится в середине слова, а к третьей – в названии которых звук [р] в конце слова.
Ребёнок выбирает лепесток с картинкой, определяет ромашку, к которой будет прикреплять, проговаривая слово вслух, и крепит с помощью липучки.
Логопед : Молодец, ты правильно выполнил задания. Нам нужно идти дальше по дорожке, которую указали нам ромашки.
Логопед выставляет домик бабушки в песочницу.
Ребенок продолжает рисовать дорожку на песке, замечает домик.
Ребенок: Красная шапочка отправилась дальше в путь и увидела впереди домик бабушки. Обрадовалась девочка, поздоровалась с бабушкой и отдала ей пирожки.
Автоматизация звука во фразовой речи.
Образование прилагательных от имен существительных.
Логопед : Давай посмотрим, какие пирожки Красная шапочка принесла бабушке.
Ребёнок достает «пирожок» (на каждом пирожке наклеена предметная картинка : картошка, рыба, брусника, черника, смородина) из корзинки: «В корзине картофельный пирожок» и т. д.
III. Заключительная часть.
Логопед предлагает ребёнку снять с себя атрибут рассказчика.
Рефлексия
Логопед : Какую интересную сказку мы сегодня вместе сочинили. Встреча с каким героем тебе больше всего запомнилась, чем? Помогая Красной Шапочке, какой звук ты старался правильно произнести? Понравилось тебе быть в роли рассказчика? А сейчас я предлагаю тебе пойти в группу и рассказать эту сказку ребятам.