Кадырова Ольга
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Автоматизация звука [Р]»
Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Р]; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Р]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Лексика: ветер, гром, гроза, радуга.
Оборудование:
Зеркала; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка для автоматизации изолированного звука [Р]; карточка со слогами; картинки, в названиях которых имеется звук [Р].
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотри на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками) : «Верх – вниз, вверх – вниз…» - Молодец, отдохни.
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Р] :
1. - Сделаем упражнение «Дворник» : широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем верхние зубки изнутри (под счет до 10 по 3 - 5 подходов).
- Молодец.
2. – А сейчас сделаем упражнение «Маляр» : широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 3 - 5 подходов).
- Молодец, отдохни.
3. - Упражнение «Грибочек» : оскал, присасываем кончик и спинку широкого языка к твердому небу и удерживаем в этом положении (под счет до 10).
4. – Выполним упражнение «Гармошка» : делаем все также как и при выполнении упражнения «Грибочек», но открываем и закрываем рот (под счет до 10).
- Молодец, отдохни, проглоти слюну.
III. Сообщение темы занятия.
- Отгадай загадки:
1. Пыль поднимает, деревья качает.
Воет – завывает,
С деревьев листья срывает,
Тучи разгоняет, волны поднимает. (Ветер)
2. Вот по небу мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что в низу земля дрожит. (Гром)
3. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла,
И сады и огороды
Всей округе полила. (Гроза)
4. Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
- Что такое ветер, гром, гроза, радуга? (Природные явления)
- Когда эти природные явления бывают? (Весной, летом, осенью)
- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Р])
- Назови слова, в которых звук [Р] стоит :
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.
- Сегодня мы будем работать со звуком [Р] и стараться всегда правильно произносить его.
IV. Автоматизация изолированного звука.
- Посмотри на картинку и произнеси звук [Р], как будто бы рычит рысь (по-разному).
По картинке ведет пальцем и произносит звук [Р] (плавно, прерывисто, медленно и т. д.)
V. Характеристика звука.
- Когда мы произносим звук [Р] :
- в каком положении находятся губы? (в улыбке);
- а зубы? (их видно);
- что делает язычок? (упирается в верхние бугорки, дрожит);
- что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).
- Дай характеристику (акустическую) звука [Р] :
- звук [Р] : согласный (т. к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т. к. голосовые связки вибрируют) и твердый.
VI. Задание на развитие фонематического слуха.
- Если услышишь звук [Р] среди других звуков, подними руку:
А, о, Р, у, л, Р, д, л, Р, д, Р.
- Если услышишь, звук [Р] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши:
Ро, ры, су, ур, фо, до, па, Ра, ад, Ир, ил, ор, ол.
VII. Автоматизация звука [Р] в слогах.
- Запиши в тетради столько слогов со звуком [Р], сколько я прохлопаю (4 раза) (записывает любые 4 слога).
- Назови их.
- Повтори цепочку слогов :
Ро-Ру-Ро ИР-уР-иР Кро – гро
Ра- Ра-Ры оР-яР-оР Трэ - дрэ
- Прочитай слоги (всегда первый столбик соединяется со вторым) :
О Я Э
Р А И Р Р Ы
У Ы О
VIII. Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях:
- Посмотри на картинки, назови их.
- Выбери 5 наиболее понравившихся тебе картинок и составь с каждой предложение.
IX. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Р])
- Дай характеристику звука [Р].
- Вспомни и назови слова с этим звуком.
Отмечается работа ребенка на занятии.
- До свидания.