Мария Артемова
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы с ОНР «Автоматизация звука [л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия. Автоматизация звука [л] в словах
Цель: закрепление правильного произнесения звука [л] в словах
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Формирование понятия о звуке [л], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы
2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [л]
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы с ОНР „Автоматизация звука [л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
2. Развитие навыков словообразования и словоизменения: образование форм именительного падежа множественного числа имен существительных, согласование существительного с количественными числительными
3. Развитие артикуляционной моторики
4. Развитие навыков слогозвукового анализа слов
5. Закрепление навыка правильного произношения звука [л] изолированно, в слогах и словах
6. Развитие фонематического восприятия
7. Развитие связи звука и буквы
8. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия
9. Обогащение словарного запаса.
Коррекционно-воспитательные :
1. Привитие навыков самоконтроля за речью
2. Воспитание усидчивости на занятии
3. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [л]
Оборудование: зеркало, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; картонная клавиатура пианино с разноцветными клавишами, плакат с прыгающими лягушатами и со слогами, картинка парохода; Лабиринт из предметных картинок, картонные фигурки куклы, клоуна, белочки, волшебный экран; слоговая пирамида, предметные картинки со звуком [л] для деления на слоги; игрушки: лук, белка, крокодил; компьютерная игра «Аленький цветочек»; мяч, звуковой домик, пластмассовая буква л; бумажный сундучок, деревянные ёлочки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Я рада встрече с тобой! Какое у тебя настроение?
- С хорошим настроением начнем наше занятие.
2. Артикуляционная гимнастика «Путешествие веселого Язычка»
- Сегодня мы отправимся в путешествие вместе с Язычком и вспомним наши артикуляционные упражнения.
Выполнение упражнений для губ и языка, объединенных сказочным сюжетом: “ Бегемотик”, “Улыбочка”, “Хоботок”, “Лошадка”, “Парус”, “Маляр”, “Гармошка”, “Грибок”.
З. Сообщение темы и целей занятия.
- Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук [л] в слогах и словах.
4. Произношение изолированного звука.
Характеристика акустических и артикуляционных признаков звука [л]
- Погудим, как пароход: л-л-л-л-… («Плывем» на пароходе к пристани- ведем пальцем по картинке)
- Как мы произносим звук [л]? (кончик языка прижат за верхними зубами, воздух проходит по бокам)
- Язычок – это преграда, Какой же это звук : гласный или согласный? (Согласный)
- Давай проверим, какой это звук : звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [л]. (Звонкий) Твердый или мягкий? (Твердый) Каким цветом обозначим? (Синим)
5. Автоматизация звука в слогах.
а) Автоматизация звука [л] в прямых слогах («играем» на картонной клавиатуре пианино)
- Поиграем на звуковом пианино : ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.
б) Автоматизация звука [л] в обратных слогах (чтение слогов на плакате с лягушатами)
- Прыгаем с веселыми лягушатами по кочкам и листочкам кувшинок: ал, ол, ул, ил, ыл, ел, ёл, юл, ял.
6. Автоматизация звука в словах.
а) Путешествие по Лабиринту
Ребенок вместе с фигуркой животного двигается по Лабиринту по стрелкам и называем предметные картинки со звуком Л.
б) Игра с Волшебным экраном «Чего не стало». Развитие навыка словоизменения: образование форм родительного падежа единственного числа имен существительных. Работа с картинками из Лабиринта.
в) Игра с мячом. Развитие навыка образования формы множественного числа именительного падежа имен существительных
- Поиграем в игру «один – много»
ЗАЛ –
БАЛ –
ВОКЗАЛ –
ПЕНАЛ –
КАНАЛ -
БОКАЛ –
УКОЛ –
ЩЕГОЛ –
ЧЕХОЛ –
ГОЛ –
ПОЛ –
СТОЛ –
ФАКЕЛ –
ДЯТЕЛ -
7. Развитие слогового анализа слов. (Игра со слоговой пирамидой)
- Назови картинки, раздели их на слоги и выложи пирамидкой.
8. Фонематический анализ слов.
а) Простые формы звукового анализа слов. Определение позиции звука в слове (работа со звуковым домиком).
- Отгадай загадки, назови отгадки и определи, где находится звук [л] в словах : в начале, в середине или в конце слова.
Хищный, зеленый, зубастый,
С огромной пастью. (Крокодил)
По веткам ловко скачет,
В дупле запасы прячет. (Белка)
Вырос на грядке,
Характер - гадкий:
Куда ни придёт,
Всех до слез доведёт. (Лук)
б) Звуковой анализ слова ЛУК. Составление схемы слова (работа с картинкой для звукового анализа слова и звуковыми квадратиками).
9. Согласование имени существительного с количественными числительными.
- Соберем в сундучок ё лочки и сосчитаем их: одна ёлочка, две ёлочки, три ёлочки, ….
10. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков [л]- [р] в словах.
Компьютерная игра «Аленький цветочек»
- Чтобы правильно, к месту употреблять звук [л], нужно уметь отличать его от других звуков. Поиграем в игру «Аленький цветочек» и поучимся различать звуки [л] и [р].
11. Итог занятия.
-Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [л].
- Что тебе на занятии понравилось?