Изабелла Попова
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми подготовительной группы с использованием дидактических игр в работе
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время количество детей с различными нарушениями речи увеличивается, что является одной из актуальных проблем, стоящих перед обществом. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше у него возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Если не исправить речевые нарушения своевременно, то у детей возникает закомплексованность, мешая им учиться, раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому поиск новых форм, методов организации коррекционных работ с детьми дошкольного возраста становится приоритетным направлением нашего времени.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми подготовительной группы с использованием дидактических игр в работе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Подготовительная группа
- Темочки
Постановка звука - не простая работа. В основном не так трудно поставить ребенку звук. А автоматизировать и ввести его в речь куда сложнее и может занимать много времени, требовать немало усердия. Дошкольнику сложно несколько раз просто повторять за логопедом слова с автоматизируемым звуком. И во время таких занятий ребёнок бывает психологически зажат. Частое явление, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал за логопедом, после занятий, дети забывают все приобретенные произносительные навыки. И. А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.
Для дошкольников игра была и остаётся ведущим родом деятельности. В частности для детей с различными речевыми патологиями игра является неприемлемой основой логопедических занятий.
Дидактическая (обучающая) игра включена в педагогический процесс. Ее сущность заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Используя дидактическую игру, педагоги стремятся организовать непринужденную, дружескую и комфортную среду для обучения детей. То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению учебного материала в школе. Дидактические игры позволяют проводить занятия с дошкольниками в игровой форме и таят в себе большие возможности. В дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь. Благодаря использованию игр, процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме.
Впервые система дидактических игр для дошкольников была разработана Ф. Фребелем. Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М. Е. Хватцев, М. Ф. Фомичева. Их опыт я использую в практической работе по постановке и автоматизации звуков. Изучая опыт логопедов – практиков Н. Нищевой, Т. А. Ткаченко, М. Мезенцевой я научилась подбирать, классифицировать и систематизировать дидактические игры, что помогает успешно использовать их в работе.
Тема занятия : «Использование дидактических игр в работе по автоматизации звука Р».
Целью представленной работы является : автоматизация звука Р у дошкольников путем использования дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Коррекционно-обучающая:
- закрепить правильное произношение звука Р изолированно, в слогах, словах, предложениях, скороговорках через дидактические игры;
- уточнение акустического и произносительного образа звука Р;
- совершенствовать лексико-грамматические стороны речи.
2. Коррекционно-развивающая:
- развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
- формировать правильное речевое дыхание;
- развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику.
3. Коррекционно-воспитательная:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- формирование ответственности, самостоятельности, инициативности и доброжелательности;
- воспитывать говорить красиво и правильно.
Оборудование: игрушки, в чьих названиях встречается звук Р; картинки с артикуляционной гимнастикой, схема артикуляции звука Р, с изображениями природных явлений; карточки со слогами, атрибуты на выбор (шапочка, очки, зонтик, ПК, презентация, зеркало, стол, два стула).
Ход занятия:
I. Организационный момент
- Я приглашаю тебя в парк. Скажи, пожалуйста, в какое время года лучше всего прогуляться на природе?
- Правильно, летом.
- Сегодня мы вместе с нашими любимыми друзьями-игрушками прогуляемся по парку и будем играть в интересные, увлекательные игры.
- Но до парка далеко. На чем мы поедем, ты узнаешь, если соберешь вот эту картинку. (Ребенок собирает из частей картинки машину.)
- Так на каком транспорте мы доберемся до парка?
- На машине.
- На машине доберемся очень быстро. Поехали. В машине мотор ревет: р-р-р-р.
- Как мотор ревет? (Ребенок повторяет и громко произносит звук Р).
- Сегодня вместе с нами отправится еще и звук Р, он будет тебе помогать.
- Какой звук вместе с нами поедет в парк?
-Звук Р.
II. Характеристика звука, акустико-артикуляционный образ звука Р
- Посмотри в зеркало и расскажи про звук.
- Кончик языка за верхними зубками, «дрожит». Зубы приоткрыты, губы в улыбке. Воздушная струя теплая, сильная.
- Какой он - звук Р?
- Согласный, твердый, звонкий.
III. Артикуляционная гимнастика (логопед показывает карточки с артикуляционной гимнастики).
- Приехали!
В парке красота! открываем шире рот (а-а-а-а)
Нам поднимут настроенье! упр. «Лягушка»
Много разных аттракционов! упр. «Уточка»
Будем кушать мороженое! упр. «Вкусное варенье»
На качели покатаемся! упр. «Качели»
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Крепче, крепче, держись!
Поскачем на лошадке! упр. «Лошадка»
А вот тир! Постреляем? упр. «Дятел» (д-д-д-д)
С горки спускаться любят все дети! упр. «Горка»
Купим шарик надувной! Может красный? Или синий? упр. «Шарик»
IV. Развитие дыхания: – мыльные пузыри спустили, подуем на них сильнее
(ребенок дует, не надувая щек и не поднимая плеч.)
V. Работа над фонематическим слухом
- Все слова состоят из звуков. Я назову слово, ты определишь, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
шар, игра, воробей, река, карета. Используя схему, ребенок определяет место звука Р в словах. И выкладывает фишки.
- играем в «Классику» : ребенок прыгает с квадратика на квадрат только тогда, когда услышит звук Р: в слогах: са, ра, та, ры; ор, ук, ур, ос, ре, затем в словах: книга, ракета, куст, трактор, лейка, стул, карта, кролик, краска.
VI. Автоматизация звука
1) в слогах:
- Паровозик погоди, покатай нас по пути!
дра-дра-дра, дро-дро-дро, дру-дру-дру, дри-дри-дри,
ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, ри-ри-ри,
пра-про-пру-при, тра-тро-тру-три, кра-кро-кру-кри,
ар-ар-ар, ор-ор-ор, ур-ур-ур, ир-ир-ир.
- Молодец!
VI. Короткая разминка
У фонтана посидим, и немножко отдохнем:
Разминаем кисти рук,
Так массируем мы пальцы.
Тянемся мы – вверх!
И выбрасываем усталость.
(продолжаем автоматизацию звука)
2) в словах: (ребенок образует уменьшительно-ласкательные формы заданных существительных).
вода-водичка, ложка-ложечка, стакан-стаканчик, медведь-медвежонок, капля-капелька.
3) в словосочетаниях: (ребенок просматривает картинки с явлениями природы и повторяет).
ранний рассвет, утренняя роса, розовые розы, далекие горы, двойная радуга.
4) в предложениях: (с помощью игрушек ребенок составляет предложения).
У Ромы черные перчатки. Рита красит раму краской. В клетке рыжий тигренок.
VII. Упражнение в правильном произнесении звука Р
Прогулка по парку завершается (ребёнок проговаривает скороговорки за логопедом).
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
притаился за бугром.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
VIII. Итог занятия
- Пора возвращаться домой.
- Скажи, пожалуйста, что тебе больше всего понравилось в парке?
- А какой звук мы брали с собой в парк?