Татьяна Демидова
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Осень. Деревья осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Речевое и познавательное развитие детей в рамках работы по лексической теме «Осень. Деревья осенью»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме «Осень. Деревья осенью»;
• Упражнять в подборе существительных к глаголам, прилагательных к существительным;
Публикация «Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР „Осень, Деревья осенью“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
• Продолжать упражнять детей в образовании относительных прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
• Закреплять умения согласовывать существительные с числительными 2 и 5;
• Продолжать учить использовать при ответах на вопросы разные типы предложений, отвечать полным предложением;
• Продолжать формировать умение отгадывать загадки (находить ключевые слова, словосочетания, предложения в загадке позволяющие её отгадать);
• Актуализировать полученные знания об артикуляционно-акустических
характеристиках звуков речи;
• Совершенствовать навык фонематического анализа (выделение заданного звука из слова);
• Продолжать развивать навык звукового анализа слов, умения составлять
звуковую схему слова;
• Продолжать обучать детей самомассажу (с помощью еловых шишек).
Коррекционно-развивающие:
• Развивать конструктивный праксис;
• Продолжать развивать общую, мелкую моторику, слуховое и зрительное
внимание, мышление.
• Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с темпом и
характером музыкальных композиций.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать интерес к природе нашего края;
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе,
внимательно слушать друг друга, работать в коллективе.
Материал: ноутбук; картинки с изображением деревьев (дуб, осина, клён, липа, берёза, ива, рябина, ель, осина); разрезные картинки с изображением деревьев по количеству детей; бумажные листочки с черенками из зубочисток (по 2 листочка на каждого ребёнка, «сказочный» кленовый лист ( игровой персонаж: кленовый лист из картона, с глазками и улыбкой, «звуковые» листочки (красные, зелёные, синие) для выполнения звукового анализа слова, записи музыкальных композиций («Осенняя песенка» П. И. Чайковского, детская песня «Листик, листопад», природные звуки «Шум леса»/ «Шелест листвы»).
Предварительная работа: совместное рассматривание на прогулке деревьев, их листвы, стволов, плодов, сопровождаемое беседой.
Ход занятия (в данном конспекте не представлены предполагаемые ответы детей)
I. Организационный момент
1. Сообщение темы занятия. Отгадывание детьми загадок.
Дети проходят в зал, встают полукругом.
«Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Они пришли посмотреть на нас. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о… А вот, чтобы узнать, о чём мы будем говорить, предлагаю вам отгадать загадки.
Первая загадка. Послушайте.
«Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья украшаю,
Потом их раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек, я…. (осень)».
Правильно, ребята. Конечно, же - это осень.
Ребята, какие словосочетания, предложения помогли вам понять, что эта загадка об осени?
На слайде 1 появляются картинки «Урожай»
Правильно. Не зря говорят, что осень богата урожаем. Каким урожаем богата осень?
Какие ещё словосочетания, предложения помогли вам отгадать загадку?
На слайде 2 появляется картинка «Птицы улетают»
Ребята, а почему птицы улетают на юг осенью? (ответы детей)
Правильно. Птицы остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание (насекомых, лягушек, зерно, а затем начинают собираться к отлёту.
Какие ещё словосочетания, предложения помогли вам понять, что речь в загадке идёт об осени? (ответы детей)
Что это значит?
На слайде 3 появляется картинка «Осенние деревья»
Логопед выслушивает все ответы детей. Тех детей, которые не проявляют активность отвечать, логопед спрашивает и помогает построить им свой ответ.
В загадке говорится о том, что осень «не касается сосен и ёлочек, почему?»
На слайде 4 появляется картинка «Сосны и ели на фоне осенних лиственных деревьев»
(ответы детей)
Да, ребята, вы правы! Посмотрите, как выделяются зелёные ели на фоне разноцветных лиственных деревьев.
Молодцы ребята! Вы отгадали первую загадку. Послушайте ещё одну загадку:
«Оранжевые, красные -
На солнышке блестят.
Их листья, словно бабочки,
Кружатся и парят».
Логопед обсуждает с детьми, что означает
словосочетание «листья, словно бабочки», значение слова «парят».
Логопед выслушивает все ответы детей. Тех детей, которые не проявляют активность отвечать, логопед спрашивает сам и помогает построить им свой ответ.
Ну что ребята, вы отгадали обе загадки. Теперь вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
(ответ детей)
Правильно! Молодцы!
2. Упражнение «Подбери существительные к глаголу»
Ребята, сейчас прежде, чем сесть на стульчики, я попрошу каждого из вас отгадать, о чё м я хочу сказать: я назову слово - действие, а вы должны будете подобрать к нему подходящее слово – название предмета.
Я скажу: наступила…подберите подходящее слово. Наступила что?
желтеют –
вянет –
шуршат –
шелестят –
шумит –
дует –
улетают –
моросит –
льёт –
Дети подбирают слова и садятся на стульчики.
II. Основная часть
1. Упражнения «Какие деревья бывают»
Ребята, предлагаю, нам с вами отправится в осенний лес, посмотреть на деревья. Насладиться их красотой. Посмотреть, как же осень украсила деревья.
Ребята, давайте вспомним, какие же деревья - мы можем встретить в парках, лесах, просто на улицах нашего города. Давайте посмотрим на доску и назовем их. Обращайте внимание на листья, семена дерева, его ствол. Будьте внимательны, и обязательно узнаете на картинке все деревья.
На слайдах появляются изображения деревьев
Какие вы молодцы, ребята! Вспомнили названия все деревьев!
2. Игра «С какого деревца листок?»
Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат картинки с изображением различных деревьев, а в корзинке листья и веточки, которые ветер сорвал с этих деревьев. Вам нужно будет подойти ко мне, из корзинки взять один листочек или веточку, сказать, с какого они дерева и подарить его тому деревцу, с которого их сорвал ветер. Отвечать я попрошу вас полными предложениями. Давайте первый листочек достану из корзинки я.
Вот, как я построю свой ответ: «У меня листочек, который ветер сорвал с берёзы. Это берёзовый листочек. Подарю его берёзке». И постарайтесь ласково назвать деревце, как это сделала я – назвала берёзу ласково – берёзка.
( в корзине лежат листочки и веточки: лист берёзы, лист рябины, лист дуба, лист клёна, лист каштана, лист осины, веточка сосны, веточка ели).
3. Физ. минутка «Музыкальная прогулка»
Ребята, давайте немного отдохнём. Вставайте со стульчиков.
Посмотрите, на ковре рассыпаны листья (листья вырезаны из цветной бумаги, черенки у листиков – зубочистки). Возьмите, пожалуйста, по два одинаковых листочка. Сейчас, мы с вами представим, что прогуливаемся по осеннему парку. Я буду включать разную музыку. Когда будет играть музыка медленная, вы будете прогуливаться спокойным шагом, идти друг за другом по кругу. Когда услышите быструю, весёлую музыку – будете выполнять подскоки по кругу. Когда услышите звуки природы, а именно шелест листьев, то «пошелестите» листочками с помощью своих пальчиков (логопед берёт сам два листочка и показывает детям, как они должны будут «шелестеть» листочками: нужно взять листочки за черенки-зубочистки и покрутить их между пальчиками так, чтобы листочки дотрагиваясь друг о друга «шелестели»).
Музыка: детская песня «Листик, листопад», «Осенняя песенка» П. И. Чайковского.
4. Игра «Поймай звук [Ш]-шелест листьев»
Ребята, вот вы сейчас так замечательно «шелестели» листочками. Скажите, на какой речевой звук похож шелест листьев?
Далее логопед уточняет артикуляционно-акустические характеристики звука [Ш] (согласный он или гласный, твёрдый или мягкий, что делает язычок, когда мы произносим этот звук).
Поиграем в игру. Представьте, что вы, придя в парк, решили насладиться звуками шелеста листьев. И так, я буду произносить разные слова. Когда вы услышите в слове звук [Ш] – похожий на шелест листьев, вам нужно будет «пошипеть» -произнести звук [Ш] и пошелестеть листочками, покручивая их за череночки между пальчиками (играя в данную игру, логопед уверен, что все дети уже имеют навык правильного произношения звука [Ш] – звук поставлен и находится в стадии автоматизации).
Речевой материал: одежда, осень, шарф, каштан, сосна, камыш, площадка, шорох.
Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам присесть за столы.
5. Дид. игра «Составь смешанный лес» (составление из разрезных картинок изображения деревьев, массаж ручек еловыми шишками
- Ребята, скажите, как называется лес, где растут дубы?
- А как называется лес, где растут берёзы?
- Как назвать лес, в котором растёт много сосен?
- А как назвать лес, в котором растёт много елей?
Ребята, а как же назвать лес, в котором растут разные деревья?
Всё верно, ребята! Молодцы!
Ребята, я хочу вам предложить составить смешенный лес из разных деревьев. Но перед тем как составить смешенный лес, скажите мне, что у вас на столах?
С какого дерева эта шишка?
Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. Повторяйте за мной (выполняются круговые движения шишкой между ладонями, сопровождаемые речью).
Вы, сосновые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!
Молодцы, ребята! Положите шишки в корзинку. Теперь возьмите пакетики. В них у каждого из вас разрезная картинка с изображением дерева, у каждого свое. Вы должны собрать эти картинки.
Хорошо, а теперь назовите то дерево, которое у вас получилось. Вот у нас и получился смешенный лес. - Молодцы!
6. Игра «Расскажи про листок»
Ребята, посмотрите, к нам прилетел гость (логопед показывает детям игрового персонажа – кленовый листок из картона с глазками и улыбкой). Это сказочный листок из сказочного леса.
Листик здоровается с детьми и предлагает с ним поиграть.
Ребята, давайте тоже поздороваемся с листиком. И не забудем назвать его по имени.
Ребята, листик предлагает вам поиграть с ним в игру, которая называется «Какой я?»
Встаньте, пожалуйста, со стульчиков. Сейчас мы будем передавать друг другу этот листочек, и каждый из вас попробует подобрать слово-признак к слову «листок», то есть ответит на вопрос: «Какой листок?». Ну что, ребята, давайте вместе попробуем описать нашего гостя?
Ребята, за каждое подобранное вами слово на доске будут появляться листочки. В конце игры мы сможет посмотреть, как много слов вы подобрали и как много листочков за это заработали. Не забывайте, что когда мы описываем что-то, мы можем описать и цвет, и форму, и вес, и поверхность предмета и т. д. Готовы?
Дети подбирают слова-признаки, на слайде появляются листья (за каждое подобранное детьми слово).
Ребята, вы молодцы! Смотрите, сколько листочков вы все вместе заработали!
Ребята, какие вы молодцы! Столько слов подобрали! Посмотрите, на доске получился…а что получилось? На что похоже?
Конечно, как будто листья падают с веток деревьев.
7. Игра «Звуковые листочки» (звуковой анализ слова)
Ой, ребята, листопад какой- то странный… как вы думаете, что мне могло показаться странным в этих листиках? (листики, которые дети зарабатывали за подбор слов-признаков- красного, зелёного и синего цвета).
Конечно, синих листьев в природе не бывает.
Ребят, так эти листочки, наверное, не обычные, не осенние, а какие? Обратите внимание на их цвет (синий, зелёный, красный).
Конечно! Это листочки из страны речевых звуков! Ребята, какие звуки речи бывают?
Скажите, красные листочки, обозначают какие звуки? (на слайде красные листочки крутятся)
А синие? (на слайде синие листочки крутятся)
А зелёные? (на слайде зелёные листочки крутятся)
Ребята, посмотрите, у меня на подносе рассыпались звуковые листочки. Наверное, это когда то было слово, но, видимо подул сильный ветер, и слово рассыпалось на звуки. Соберём слово, ребята?
Только что это за слово, мы ведь не знаем. Предлагаю вам отгадать это слово. Я загадаю вам загадку, а отгадкой будет то слово, которое мы с вами будем составлять из звуковых листочков.
Логопед загадывает загадку (загадка про дождик).
Снова туча набежала,
Очень сыро, мокро стало.
Яркий зонтик раскрываем
От него себя спасаем!
Как назвать ласково дождь? (дождик)
Давайте вместе выложим из звуковых листочков слово дождик.
Правильно! Молодцы!
Шестеро детей (из 8-ми) последовательно выкладывают звуковую схему слова.
Далее логопед просит одного ребёнка, назвать гласные в слове «дождик», а другого ребёнка просит поставить в слове «дождик» ударение, определить ударный гласный звук в слове. Если дети не справляются, логопед просит, чтобы другие дети им помогли и сам, конечно, при необходимости, помогает детям.
Ребята, посмотрите, какая осенняя звуковая схема у нас получилась! Вы молодцы!
III. Заключительная часть
Ребята, вы большие молодцы! Вы замечательно сегодня потрудились!
Вам понравилось наше занятие? Какое задание понравилось вам больше всего? Какое задание показалось самым сложным?
За вашу хорошую работу награжу вас пятёрками. Но пятёрки не простые! Осенние! Это будут осенние деревья.
Каждому из вас я подарю по пять пяточкОв – названий деревьев на ваши ладошки.
Вы сами выбирайте название дерева.
Логопед раздаёт «пяточкИ» = «хлопочки по ладошкам» :