Наталья Борзова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [c]» для детей 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед ГКУ СО «ЦДиК СО» Хворостянское отделение: Борзова Н. А
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию звукопроизношения
Возраст ребё нка: 5 лет
Логопедическое заключение : псевдобульбарная дизартрия (лёгкая форма). ФФН.
Тема: Постановка звука [с]
Образовательные результаты по ФГОС:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Постановка звука [c]“ для детей 5 лет» размещена в разделах
- воспитанник правильно выполняет упражнения на подвижность органов артикуляции: языка, губ, челюсти;
- воспитанник умеет выполнять плавный продолжительный выдох;
- воспитанник умеет изолированно произносить звук [с];
- воспитанник умеет определять первый звук в словах;
- воспитанник умеет перебирать три вида круп;
- воспитанник умеет определять наличие звука [с] в словах.
Целевые ориентиры:
1. Развивать подвижность органов артикуляции: языка, губ, челюсти;
2. Выработать плавный продолжительный выдох на одном дыхании;
3. Поставить звук [с];
4. Развивать фонематический слух на звук [с];
5. Развивать мелкую моторику;
6. Развивать слуховое восприятие.
Лингвистический материал:
Слова: Дом – сани – лужа – сено – салют – лук – небо – самолёт – сыр.
Оборудование: картинки на звук [с] : сова, слон, самолёт, собака; крупы: рис, горох, фасоль; 3 мешочка для круп, льняная салфетка.
Ход занятия
I.Организационный момент
1. Логопед :
- Здравствуй, Саша. Усаживайся поудобнее на своё место. Сегодня на занятии мы будем с тобой рассматривать картинки, учиться красиво произносить звуки и ещё делать много интересного.
2. Воспитанник:
- Здравствуйте….
II. Основная часть
А) массаж
Массаж направлен на снижение мышечного тонуса, следовательно основные массажные линии от периферии к центру:
- от боковых краёв языка к середине языка;
- от кончика языка по всей массе к корню языка;
- от кончика языка по боковым краям к задней части спинки языка.
Необходимо продвинуть массу языка вперёд, упластить спинку языка, оформить кончик языка и боковые края языка.
Для усиления кинестезий массаж выполняю руками.
- Саша, начнём занятие с массажа для языка.
- Садись поудобнее. Теперь открой, пожалуйста, рот (мальчик открывает рот. Захватываю язык большим и указательным пальцами, используя льняную салфетку, и поглаживающими движениями от кончика языка к корню языка продвигаю язык вперёд.
При массаже использую следующие движения:
- растирание – выполняю подушечками пальцев, которые мягко скользят по коже, легко смещая её по направлению основных массажных линий;
- разминание – выполняю подушечками пальцев спиралевидные движения по направлению основных массажных линий;
- вибрация – выполняю подушечками пальцев спиралевидные движения в одной точке, легко отрывая от кожи;
- поколачивание – выполняю подушечками пальцев, мягко «барабаня» по направлению основных массажных линий.
Каждое массажное движение чередую с поглаживанием. При выполнении массажа каждое массажное движение озвучиваю.
Б) артикуляционная гимнастика.
Логопед :
- Саша, начнём с гимнастики для губ, языка, и челюсти.
- Рот проснулся и зевнул.
1) Удерживай рот открытым (под счёт 1 – 10).
2. Воспитанник: Удерживает рот открытым.
Логопед :
2) Открывай и закрывай рот (на счёт 1-5 – рот открыть, на счёт 1-5 – закрыть).
3) «Улыбка» - улыбнись, покажи зубы, удержи улыбку до 3-х, закончили (под счёт 1-5).
Ротик увидел солнышко и улыбнулся.
4)» Хоботок» - улыбнись, покажи зубы, вытяни губы вперёд и сомкни, удержи положение до 3-х, закончили.
- Губы захотели потянуться. Саша, вытягиваем губы вперёд хоботком.
5) Вытягивание сомкнутых губ – возвращение в нормальное положение.
- Язычку пора спать. (упражнение заканчиваем)
6) «Оближем губы» - рот открыт, облизать сначала верхнюю губу, затем нижнюю губу по кругу.
- Саша, представь, что мы покушали вкусное варенье, и язычок захотел облизать сладкие губы.
7) «Маляр» - рот открыт, движения кончика языка вперёд- назад по нёбу.
- Саша, давай погладим небо язычком.
8) «Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончиком языка дотрагиваться до уголков рта.
- Язычок устал, взглянул на часы, они тикали, «тик так».
В) Развитие речевого дыхания (выработать плавный продолжительный выдох на одном дыхании).
1. Логопед :
- Саша, как течёт вода? (с-с-с).
- Саша, обрати внимание, что песенку водички я произношу на одном дыхании плавно, продолжительно (показываю).
- Саша, теперь ты.
2. Воспитанник: произносит «с-с-с».
Нужно следить за продолжительным произнесением звука [с] на одном дыхании. Звук нужно произносить свободно, без усилий.
Г) Постановка звука [с] (по подражанию)
1. Логопед :
- Саша, сейчас мы будем учиться красиво произносить звук [с]. Для этого нам нужно создать правильную артикуляционную позу. Повторяй, пожалуйста, за мной.
- Обнажим все зубки в «улыбке», зубы почти сомкнуты.
- Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов.
- Воздушную струю направляем на передние зубы.
Теперь изображаем кистями рук «птичку» :
- Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку). Большие пальцы – головка, сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими. Затем произношу:
«Птичка крылышками замахала и тихонько пропищала:
Пис – пис – писс».
- Саша, повторяй за мной «пис-пис-писс»
2. Воспитанник повторяет «пис-пис-писс».
Постоянно слежу за правильным положением губ, зубов, языка, при необходимости поправляю.
(Если звук не получится, можно попробовать от протяжного повторения
- «Иссс» плюс с помощью обыкновенной спички, которая кладётся на кончик языка, искусственно создавая «канальчик», по которому идёт воздух).
Кроме зрительного, слухового анализаторов можно подключить и тактильный: при произнесении звука [с], дать ребёнку прочувствовать прохождение воздушной струи на зубки, дуя на тыльную сторону его ладошки.
- Саша, изобрази как поёт птичка (одновременно с фигурой).
2. Воспитанник: произносит 3-5 раз.
- Произнеси звук [с] ( Слежу за положением артикуляционных органов: губ, языка, зубов).
- Молодец, Саша, ты правильно произносишь звук [с].
Д) Развитие фонематического слуха.
1. Логопед :
- Саша, посмотри внимательно на эти картинки, рассмотри их внимательно и скажи, на какой звук начинаются названия этих предметов (Саше предлагаются картинки, начинающиеся на звук [с].
2. Воспитанник: рассматривает картинки и отвечает на вопрос.
- Саша, перечисли изображённые предметы.
2. Воспитанник: перечисляет: сова, слон, самолёт, собака.
1. Логопед : - Саша, назови свой предмет, название которого начинается на звук [с].
2. Воспитанник: приводит свой пример.
1. Логопед :
- А сейчас мы будем двигаться, вспомним физминутку «Белки».
Е) Физминутка.
«Белки».
Скачет белка во лесочке
С веточки на ветку.
Скок, скок, скок –
Встала белка на сучок.
Построила бельчат по порядку,
Начала делать с ними зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На «четыре» потянулись.
Пять! Проснулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
2. Воспитанник: выполняет движения по тексту.
1. Логопед :
- Молодец, спасибо за задание, садись.
Ё) Развитие мелкой моторики.
1. Логопед :
- Саша, тебе нравится помогать маме по дому?
2. Воспитанник: да, нравится.
1. Логопед :
- Перед тобой крупы: горох, рис, фасоль. Саша, разбери их по мешочкам.
2. Воспитанник: выполняет задания.
1. Логопед :
- Молодец, Саша, ты хороший помощник по дому.
Ж) Развитие слухового восприятия.
1. Логопед :
- Саша, я буду произносить слова. Если услышишь звук [с], хлопни в ладоши.
Дом – сани – лужа – сено – салют – лук – небо – самолёт – сыр.
2. Воспитанник: хлопает, при произнесении слова со звуком [с].
1. Логопед :
– Молодец.
III. Заключительная часть.
Логопед :
- Саша, какой звук мы научились произносить?
2. Воспитанник: мы учились произносить звук [с].
1. Логопед :
- Саша, ты сегодня работал хорошо, очень старался. Молодец!
Запись домашнего задания.