Таня Григорьева
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Г] у детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Г у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук Г» (Постановка звука Г от звука К при оглушении)
Лексическая тема: «Грибы»
Цель: Постановка звука Г
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Г;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Г] у детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Г, схема характеристики звука, мяч,
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
1. Организационный момент (Слайд 1,2)
Логопед : Малыш, доброе утро. Отгадай загадку.
Весь Антошка -
Шляпка да ножка.
Дождь пойдёт -
Он подрастёт.
Ответ: Гриб.
Логопед : Молодец, правильно. А какие грибы ты знаешь? (ответы ребенка). Сегодня мы поговорим о грибах. Где мы можем найти грибы? (в лесу). Давай отправимся в лес за грибами.
2. Пальчиковая гимнастика (Слайд 3)
Логопед : давай сыграем в пальчиковую игру «За грибами»
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(загибать пальчики на каждое название гриба).
3. Упражнения на развитие речевого дыхания (Слайд 4)
Логопед : Малыш, а как кричат в лесу грибники?
(АУ)
Грибники в лесу кричат:
АУ! АУ!
Заблудиться не хотят!
АУ! АУ!
(многократно произносить АУ! АУ! то громче, то тише. (на выдохе).
4. Артикуляционная гимнастика (Слайд 6,7)
Логопед : Вот мы идем, и грибочки собираем (собирают картонные грибочки, на обратной стороне приклеены артикуляционные упражнения) и гимнастику для язычка делаем.
Гимнастика для звуков К,Г,Х.
1. Покусать язык.
• Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
2. «Наказать непослушный язык»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)
3. «Лопаточка»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
4. «Горка»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
5. «Горку построим — горку разрушим»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
6. «Ветерок дует с горки»
• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
5. Постановка звука Г (Слайд 8)
Логопед : Малыш, послушай слово ГГГРИБЫ.
В этом слове первый звук ГГГ.
Давай потренируемся его произносить.
Постановка звука /Г/ по подражанию от звука /К/.
Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и, «включив» голос, произносить звук /К/. Послушать, что получилось. Если звук К поставлен, и нет общего оглушения звуков, то звук Г ставится без труда.
Если идет оглушение всех звонких согласных, тогда:
Сказка «Домик для голоса»
У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, наглухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса. А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т]. Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т], а не название буквы [Тэ], или[Та]. Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т] : «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, - [Д] : «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] - [З], [Ш] - [Ж], [Ф] - [В] и т. д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д], надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».
6. Артикуляционный уклад звука Г (Слайд 9)
Логопед :
При артикуляции звука [ Г ]
1. Губы находятся в положении следующего за к гласного, не напряжены.
2. Расстояние между резцами зависит от следующего за к гласного.
3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.
5. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Г и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Г.
7. Характеристика звука Г (Слайд 10)
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что вместо звука К у нас получился звук Г, когда горлышко заработало.
Логопед : Какой звук Г?
Звук Г – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
8. Игры на развитие ВПФ (Слайд 11,12)
Логопед : Малыш, отгадай загадку:
Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый… (ГРИБ)
Логопед : Правильно, самый главный, самый вкусный – это БЕЛЫЙ ГРИБ. Или ГРИБ БОРОВИК.
Давай соберем разрезную картинку. (См. ниже)
9. Игры на развитие фонематического слуха. (Слайд 13)
Логопед : Я буду читать тебе стихотворение, а ты должен посчитать грибы, о которых в нем говориться:
Только я в кусты зашла –
Подосиновик нашла.
Две лисички, боровик.
И зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов?
У кого ответ готов? (пять).
10. Итог НОД, оценка работы ребенка (Слайд 14)
Логопед : Малыш, здорово! Ты молодец! Нам пора возвращаться в детский сад. Что мы сегодня делали? Что тебе понравилось? Чему ты научился?
Социально-коммуникативное развитие
11. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД