Людмила Румянцева
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях.
Выполнила: учитель-логопед Румянцева Людмила Сергеевна
Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, стихах;
• Уточнить артикуляцию звука [Р];
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
• Дать развернутую характеристику звука Р;
• Упражнять в определении позиции звука [р] в словах;
• Развивать мелкую и артикуляционную моторику;
• Развивать фонематический слух и восприятие;
• Обогащать и расширять словарный запас;
• Закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
• Закрепить зрительный образ буквы [Р];
• Формировать правильное речевое дыхание;
Оборудование: картинный материал для артикуляционной гимнастики; корзина с продуктами; дидактическая игра «Жадина»; пазл; раскраски; картинный материал: руки, рыба, рысь, ручка, рама, ракета, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер, пирамида, грузовики, барабаны, роботы, катер; синий карандаш; игрушки: собака Лиза.
Ход занятия
1. Организационный момент:
-Посмотри, к нам пришла гостья! Ты знаешь кто это?
Ответ ребенка: (Лиза)
- Правильно! Это Лиза из мультфильма «Барбоскины». Лиза говорит, что не умеет правильно произносить звук [p]. И просит ей помочь. Поможем?
2. Сообщение темы занятия :
- Сегодня у нас на занятии будет главным звук [p]. Мы научим Лизу и закрепим сами правильное произношение звука [p].
- Для того чтоб у нас все получилось, нам нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук.
3. Артикуляционная гимнастика (с картинками)
*Сидя за столом.
«Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам
Мы потянем-перестанем
И не сколько не устанем.
«Слоник»
Буду подражать слону
Губы «хоботом» тяну,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
«Лягушка - Слоник» А теперь под счет «раз» выполняем упражнение «Лягушка», подсчет «два» - упражнение «Слоник».
«Заборчик»
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
«Лопатка»
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
«Грибок»
Под березой, у дорожки
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем.
Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
4. Дыхательные упражнения:
- Язычок укрепили. Давай вспомним, как нужно правильно дышать: делаем глубокий вдох через нос, затем выдох через рот (показывает логопед, затем самостоятельно повторяет ребёнок).
«Надуй шар»
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.
-Молодец! И Лиза тоже старалась за тобой повторить! Можно приступать к работе.
5. Уточнение артикуляции звука [p]
Расскажи, что делает язычок, губы и зубы, чтобы звук «р» получился правильно? (губы широко раскрыты, между зубами остаётся щель, язык находится за верхними зубами). (Показывается схема артикуляции звука «р»).
- Скажи, звук «р» гласный или согласный? (согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Можно обозначить синим цветом. Звонкий или глухой? (звонкий). На письме обозначается буквой «р» (картинка-контур). Раскрась её синим цветом.
6. Автоматизация звука [р] в словах.
- Умница! Ты отлично справилась. Давай сделаем зарядку.
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
7. Нахождение звука в названии картинок :
Дидактическая игра «Назови картинки».
-Посмотри Лиза принесла много красивых фотографий. Давай отберем те, в названии которых звук [р] находится в начале слова. Молодец! Теперь – в названии которых звук[р] находится в середине слова. А в какой части слова находится звук[р] на оставшихся фотографиях?
Картинный материал: руки, рыба, рысь, ручка, рама, ракета, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер.
- Ты очень хорошо справилась с этим заданием.
8. Дидактическая игра «Большой-маленький».
-Я предлагает тебе выполнить еще одно задание. Мы с Лизой будем называть большой предмет, а ты – маленький.
Перо – перышко
Барабан-
Корова-
Рыба-
Арбуз-
Шар-
Ракета-
Роза-
Огород-
Ракушка-
Морковь-
9. Игра «Вкусная еда».
-Посмотри, Лиза купила целую корзину продуктов. Какие блюда мы сможем приготовить из них? (гранат, груша, горох, виноград, картофель, черника, рыба, курица)
- Гранатовый сок
- Грушевый пирог
- Гороховый суп
- Виноградный сок
- Картофельное пюре
- Черничный компот
- Рыбный суп
- Куриный бульон
-Отлично! Ты большая молодец!
10. Дидактическая игра «Жадина» (согласование сущ. ед. и мн. числа с притяжательными местоимениями мой, моя, мое).
- Давай покажем нашей гостье, как ты умеешь распределять одежду, головные уборы и обувь. Внимательно посмотри на картинки и скажи, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что) – свитер, сарафан.
Моя (что) – куртка, шуба, юбка …
Мои (что) – сапоги, брюки…
Моё (что) – платье, пальто
( можно усложнить: моя юбочка, мои юбочки)
11. Игра «Что есть у Лизы».
-У Лизы есть очень много игрушек. Посмотри внимательно на картинки, и скажи, что есть у Лизы.
- У Лизы пирамида.
- У Лизы грузовики.
- У Лизы барабаны.
- У Лизы роботы.
- У Лизы катер.
12. Автоматизация звука[р] в стихах :
-Замечательно! А куда можно отправиться на катере? Правильно, на рыбалку! Давай выучим стихотворение про рыбок (повторить 3р.)
Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
13. Игра-загадка: «Семья».
- Я прочитаю тебе стишок-загадку, ты называешь отгадку и получаешь приз!
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
-Молодец! Держи. (конверт с пазлами семьи Барбоскиных)
11. Итог занятия.
-Ты сегодня хорошо поработала на занятии, ясно и четко произносила звук [р]. Лиза тоже научилась рычать как взрослая! И за это, она приготовила тебе сюрприз – свой портрет. Дома раскрась его цветными карандашами в названии которых есть звук[р].