Ксения Кочеткова
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и фразах
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и фразах.
Учитель – логопед : Кочеткова Ксения Юрьевна
Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и фразах.
Форма занятия : индивидуальное (ребенок из подготовительной группы).
Цель: автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и фразах.
Задачи:
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
1) закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и фразах;
2) дифференциация звуков [Р-Л];
3) продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас;
4) развивать логическое мышление, познавательные процессы; закрепить математический счёт от 1 до 5;
5)совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с существительным).
Оборудование: предметные картинки (радуга, расческа, рубашка); карточки для артикуляционной гимнастики, разноцветные кубики, карточки для игры «Продолжи ряд» : розы, радио, горы, дыры, фары, бараны, короны; картинки Ромы и Лады, Картинки: рак, рама, робот, ракета, арка, гора, помидор, забор, корова, гитара, лак, лапа, лодка, лото, юла, акула, мел, стол, стул, балалайка. массажер су-джок, картинки Ромы и Розы, картинки для игры «1-5» : одна рама-5 рам и т. д., кармашки с обозначением положения звука в слове, картинки для игры «наведи порядок» : рак, рама, робот, рыба, рука, ракушка, ракетка, гора, нора, муравей, сарафан, коробка, мороженое, комар, топор, пожар, забор, самовар, светофор; мяч.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед : Здравствуй! Как у тебя настроение?
Ребенок: Здравствуйте! Хорошо.
Л. : Ты готов учиться говорить красиво?
Р. : Да!
Основной этап.
1. Объявление темы.
Л. : Сейчас я загадаю тебе загадки. Постарайся отгадать их (по мере отгадывания выставляются картинки с отгадками).
В небе чистом от дождя
Светит яркая дуга.
Улыбается всегда
Семицветка… (Радуга)
Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди - кармашки.
Что это? (рубашка)
Все она по волосам,
Ходит тут и ходит там,
Где проходит, не спеша
Там причёска, хороша!
(Расческа)
Л. : Молодец! Ты верно разгадал все загадки. Но чтобы узнать, о каком звуке мы сегодня будем говорить, надо подумать, что общего в произношении всех этих слов-отгадок.
Р. : Все эти слова начинаются на звук [Р].
Л. : Правильно! Сегодня мы будем говорить с тобой о звуке [Р].
2. Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик»
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Дудочка»
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду-Ду-Ду.
Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
«Качели»
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
«Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок,
Я копытцем постучу (цок, цок,
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку» : сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук : «тпру-у-у».
3. Автоматизация звука [р] в слогах.
К нам на занятие пришел Буратино. Он подготовил для тебя интересные задания и хочет посмотреть как ты с ними справишься. А вот и первое задание. Буратино перемешал в коробке все кубики, тебе необходимо собрать башни из одинаковых по цвету кубиков (синий и красный). Левой рукой будем собирать башню красного цвета, а правой – синего (работаем двумя руками одновременно) и на каждую пару кубиков будем произносить слоги :
РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
Л. :Отлично! А теперь разберем башни обратно и аккуратно сложим в коробочку:
БРА-БРО-БРУ-БРЭ-БРЫ.
(Повторить еще 2-3 раза, можно с другими цветами кубиков).
Л. : Молодец! Справился с первым заданием!
4. Автоматизация звука [р] в словах.
Игра «Продолжи ряд».
Буратино принес тебе карточки с картинками, расскажи что нарисовано на первой.
Р. : Роза, радио, роза, радио.
Л. : Тебе нужно продолжить ряд в такой же последовательно, как у Буратино до конца строчки и назвать все картинки! (предложить ребенку картинки для воспроизведения ряда).
1)роза-радио и т. д.
2)ручка-ромашка-ромашка-ручка-ромашка-ромашка и т. д.
3)гора-дыра-фара-гора-дыра-фара и т. д.
4)баран-баран-корона-корона-баран-баран и т. д.
Л. : Замечательно! Ты отлично выполнил это задание!
5. Пальчиковая гимнастика с Су-джок.
Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
6. Дифференциация звуков [р]-[л] в словах.
Л. : А теперь мы познакомимся с Ромой и Ладой!
Задание: ребенку необходимо картинки со звуком Р отдать Роме, а со звуком Л – Ладе.
Картинки: рак, рама, робот, ракета, арка, гора, помидор, забор, корова, гитара, лак, лапа, лодка, лото, юла, акула, мел, стол, стул, балалайка.
7. Автоматизация звука [р] во фразе.
Л. : Посмотри ка картинку и посчитай сколько предметов у детей.
Игра «1-5».
Образец:
«У Ромы одна ракета, а у Розы пять ракет»
Одна рама-пять рам.
Один рак-пять раков.
Одна роза – пять роз.
Одна рубашка – пять рубашек.
Один робот – пять роботов.
И т. д.
8. Автоматизация звука [р] в словах. Определение места звука в слове.
Игра «Наведи порядок».
Л. : Давай вспомним, где звук может находиться в слове.
Р. : В начале, в середине и в конце.
Л. : Верно! И нам надо с тобой разложить картинки в соответствующие кармашки.
Задание: разложить картинки со звуком Р в начале, в середине и в конце в соответствующие кармашки, в зависимости от того, где находится звук в слове.
Слова : рак, рама, робот, рыба, рука, ракушка, ракетка, гора, нора, муравей, сарафан, коробка, мороженое, комар, топор, пожар, забор, самовар, светофор.
9. Автоматизация звука [р] в чистоговорках.
Л. : А теперь мы немного отдохнем. Встанем, поиграем с мячом.
Задание: на каждый слог и на каждое слово бросаем мяч об пол и ловим его.
Ра-ра-ра - ровная гора.
Ро-ро-ро - едем на метро.
Ру-ру-ру - красим конуру.
ры-ры-ры - в парке комары.
Ру-ру-ру - я морковь натру.
Ры-ры-ры - топоры остры.
Ра-ра-ра - со двора пора.
Ру-ру-ру - я гармонь беру.
Ра-ра-ра - веселая игра.
Ра-ра-ра - апельсина кожура.
Ры-ры-ры - новые ковры.
Ро-ро-ро - в магазине есть ситро.
Ар-ар-ар - красный самовар.
Ор-ор-ор - убираю двор.
Ор-ор-ор - забирай топор.
Ур-ур-ур - мы накормим кур.
Ир-ир-ир - весь народ за мир.
Ар-ара-ар - это слово шар.
Ир-ир-ир - Ира пьет кефир.
Итог занятия.
Л. : Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним, какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
-Молодец! Ты хорошо занимался! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [Р].