Елена Пашинина
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] «Научим Рекса рычать»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Научим Рекса рычать. Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах, предложениях».
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах.
Задачи:
• Коррекционно-образовательные:
• - закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях.
• - упражнять в определении позиции звука [р] в словах;
• Коррекционно-развивающие:
• -развивать мелкую и артикуляционную моторику;
• -развивать фонематический слух и восприятие;
• -обогащение и расширение словарного запаса;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] „Научим Рекса рычать“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• - закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
• Коррекционно-воспитательные:
• - воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;
• - воспитывать контроль за собственной речью.
Оборудование: зеркало, мягкая игрушка собачка, мяч, картинка с буквой Р для раскрашивания, карандаши, предметные картинки со звуком Р, звуковая линеечка, фишка для обозначения места звука в слове, разноцветные фишки для составления схемы слова (синяя, красная, зелёная, картинка с наложенными контурами всех животных и птиц, сюжетные картинки для игры.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
- Здравствуй! К нам в гости сегодня пришёл щенок. Его зовут Рекс. Рекс маленький и хочет научиться рычать, как большой пёс. Ты тоже учишься произносить звук Р, давай поможем щенку. Чтобы красиво порычать, надо сделать гимнастику для язычка.
1. Основная часть
Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.
Выполнение упражнений перед зеркалом.
«Чистим зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы.
«Грибок» – широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка натянулась.
«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Громкий барабан» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.
Игра «Аэробол» для развития воздушной струи.
Возьмем волшебную палочку и подуем в нее.
Отлично! Мы справились с заданиями. Теперь покажем Рексу как нужно рычать: р-р-р-р-р.
Игра “Отгадай - ка”.
Рекс принёс тебе загадки. Слушай, отгадывай.
(После каждой отгадки выставляется соответствующая предметная картинка).
1. Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную (Ракету)
2. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке (муравьи).
3. Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (рысь).
4. Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)
5. Крашеное коромысло
Над рекою повисло. (Радуга)
Ты отгадал все загадки!
Характеристика звука р по акустико-артикуляционным признакам. Обозначение.
Скажи, какой звук встретился нам во всех словах-отгадках? Правильно! Звук Р. Этот звук гласный или согласный? (согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Можно обозначить синим цветом. Звонкий или глухой? (звонкий).
Работа с карандашами.
На письме обозначается буквой «р» (картинка-контур). Раскрась её синим цветом.
Определение места звука в словах.
Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова) Ребёнок, используя схему слова, определяет место звука в слове, выкладывая фишку.
Дидактическая игра «Большой-маленький».
-Рекс предлагает тебе выполнить еще одно задание. Давай попробуем стать волшебниками. Мы будем уменьшать предметы. Он будет называть большой предмет, а ты – маленький.
Воробей-
Роза -
Морковь-
Дракон –
Ведро –
Коробка –
Шар -
Игра с мячом «Один – Много»
Один номер, а много– номеров.
Слова для использования: ракета, груша, гора, фонарь, врач, друг, единорог, корона.
Динамическая пауза.
Смотри, Рекс устал, сейчас мы отдохнем и выполним несколько упражнений.
«Шапка шерстяная, наверху помпон
(изобразить шапку, помпон)
Круглый, словно, мячик, и пушистый он.
(показать круглый мяч)
Есть еще у шапки отворот цветной,
В этой шапке можно бегать и зимой
(бег на месте)
Бабушка связала шапку не спеша,
(вяжут спицами)
Шапка шерстяная вышла хороша.»
(руки на поясе, а затем показывают шапку).
Игра «Из чего какой?»
Сырники из творога какие? – творожные сырники
Суп из грибов какой? – грибной
Пирог из груш какой? – грушевый
Гараж из кирпича какой? – кирпичный
Свитер из шерсти какой? – шерстяной
Сок из персика какой? – персиковый
Упражнение «Исправь предложение»
А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, щенок Рекс непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Нора роет крота (Крот роет нору).
1. Итог
Наше занятие подошло к концу. Ты сегодня хорошо поработал. А, кто приходил к нам в гости, и какой звук мы сегодня повторяли? Тебе понравилось? Рекс тоже доволен, он научился рычать как большой пес!