Анна Юшко
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в подготовительной группе
▼ Скачать
Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука Л в подготовительной группе.
Юшко А. И., учитель-логопед МБДОУ № 27 «Аленький цветочек» г. Симферополя
Тема: «Экскурсия в аэропорт»
Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах и словах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
• уточнение акустического и артикуляционного образа звука [Л];
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
• закрепление правильного произношения звука [Л] изолированного, в прямых слогах, словах со звуком [Л] в начале слова.
2. Коррекционно-развивающие:
• развитие артикуляционной и мелкой моторики;
• развитие плавного длительного выдоха;
• развитие фонематического слуха;
• развитие силы голоса и интонационной выразительности речи.
3. Коррекционно-воспитательные:
• воспитание навыков сотрудничества;
• формирование положительного отношения к занятиям.
Оборудование: Игрушка инерционная «Самолёт», модель самолёта из пенопласта, картинки с изображениями аэропорта и самолётов, вертушка «винт», картинки для выполнения упражнений артикуляционной гимнастики, предметные картинки лама, луна, локоть, лыжи, лапа, лото, лыко, лось, ласточка, лопата, лужа.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Приветствие.
Логопед: «Здравствуй ….
Я приготовила тебе загадку.
Отгадай-ка, что имеет
Серебристых два крыла?
Быстро он летать умеет –
Не догонит и стрела.
Он летает высоко,
Он летает далеко.
И гудит, когда летит.
На земле сидит – молчит».
Предполагаемый ответ ребенка: «Самолет».
Сообщение темы
Логопед: «Мы с тобой сегодня совершим экскурсию в аэропорт (логопед показывает ребенку картинку, на которой изображен аэропорт). Ты был в аэропорту?»
Предполагаемый ответ ребенка: «Да».
Логопед: «Что ты видел там?»
Предполагаемый ответ ребенка: «Самолёты большие и красивые».
Логопед: «А также, мы продолжим работу со звуком [Л]. Будем произносить его правильно и красиво».
II. Основная часть
Развитие длительного и плавного выдоха
Логопед: «Посмотри, у меня есть вертушка похожая на винт самолёта (логопед показывает картинку, на которой изображен винт самолёта). Давай попробуем его раскрутить.
Только винт нужно раскручивать правильно: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались».
Ребенок делает вдох носом и медленно, плавно дует и раскручивает вертушку.
Артикуляционная гимнастика
Логопед: «Давай выполним с тобой гимнастику, чтобы наш язычок стал ловким и сильным и был готов к полетам на самолёте».
Ребенок выполняет артикуляционные упражнения вместе с логопедом: Улыбка, Трубочка, Улыбка – Трубочка, Часики, Качели, Иголочка, Парус, Пароход гудит.
Произнесение изолированного звука
Логопед: «Давай вспомним, как гудит самолёт, когда он взлетает». (Логопед показывает картинку самолёта и изображает как взлетает самолёт с помощью игрушечной модели самолёта, гудит длительно низким тоном).
Ребенок изображает летящий самолёт, длительно гудит, произносит звук Л.
Анализ артикуляции
Логопед предлагает ребенку рассмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции.
«Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы?»
Предполагаемый ответ ребенка: «Губы улыбаются, зубы видны».
«А где находится язычок?»
Предполагаемый ответ ребенка: «Широкий кончик язычка зажат между передними зубами».
«Что делает голосок: спит или песни поет?».
Предполагаемый ответ ребенка: «Песни поет».
Развитие силы голоса и интонационной выразительности речи.
Логопед: «Самолёты то приземляются в аэропорту, то взлетают.
А когда самолёт приземляется – как он будет гудеть?»
Предполагаемый ответ ребенка: «громко».
Логопед: «Давай попробуем». Ребенок произносит звук Л громко.
Логопед: «А когда самолет взлетает и быстро удаляется он нас – как он будет гудеть?».
Предполагаемый ответ ребенка: «тихо».
Логопед: «Давай попробуем». Ребенок произносит звук Л тихо.
Логопед: «Молодец!».
Физкультминутка
Логопед: «А сейчас выполняй движения вместе со мной.
Смотрите в небе самолёт;
А в самолёте том пилот;
Штурвалом ловко управляет;
И между облаков летает;
Под самолётом, то гора, то лес дремучий, то нора;
То в небо смотрит весь народ;
То зайцы водят хоровод».
Ребенок выполняет движения, по тексту вначале подражая логопеду, затем самостоятельно.
Развитие фонематического слуха (игра “Поймай звук”)
Логопед: «Сейчас я буду произносить различные слова, ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – ты топаешь ногами. Например: в слове “слон” – есть звук [Л]? Значит, что ты делаешь?».
Предполагаемый ответ ребенка: «Хлопаю в ладоши».
Логопед: «А в слове мяч?».
Предполагаемый ответ ребенка: «Нет звука Л, я топаю».
Логопед называет следующие слова: ландыш, лопата, колобок, белка, халат, акула, лук, волк, лось, дупло, свекла, голубь.
Закрепление звука в слогах «Речевая зарядка».
Логопед: «Сейчас мы будем передавать по рации важную информацию. Повтори за мной цепочку слогов, выделяя голосом лишь один».
ЛА-ла-ла
ла-ЛА-ла
ла-ла-Ла
ЛО-ло-ло
ло-ЛО-ло
ло-ло-ЛО
ЛУ-лу-лу
лу-ЛУ-лу
лу-лу-ЛУ
ЛЫ-лы-лы
лы-ЛЫ-лы
лы-лы-ЛЫ
Закрепление звука в словах. Игра «Запомни и повтори»
Логопед: «У пилотов хорошая память. Сейчас мы проверим твою память. Я тебе буду называть 4 слова, а ты в том же порядке их должен повторить (логопед 4 раза меняет порядок слов в каждой строке)». Чтобы облегчить ребенку процесс запоминания, к словам можно подобрать картинки.
1. Лама–Луна–Локоть–Лыжи
2. Лапа–Луна–Лото–Лыко
3. Лось-Ласточка-Лопата-Лужа
Развитие мелкой моторики
Логопед даёт ребенку детали модели самолёта и предлагает: «Собери модель самолёта из частей». Ребенок собирает самолёт и называет его части: «Это фюзеляж, крылья, хвост, шасси, двигатели».
III. Итог занятия
Логопед: «Скажи, над каким звуком мы сегодня работали?»
Предполагаемый ответ ребенка: «Над звуком Л».
Логопед: «Где мы сегодня с тобой побывали?»
Предполагаемый ответ ребенка: «Мы были в аэропорту».
Логопед: «Что больше всего тебе понравилось?»
Предполагаемый ответ ребенка: «Ловить звук Л».
Логопед: «Ты хорошо занимался сегодня, молодец».