Лучший педагог года

Опыт работы «Как помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к школьной программе»

Афонина Вера
Опыт работы «Как помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к школьной программе»
▼ Скачать + Заказать документы

Проработав в начальной школе сорок лет, при наборе нового класса я столкнулась с проблемой: в мой класс попали ребята с разными патологиями развития. Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, и мы решили направить этих ребят на ТМПК. Сейчас они продолжают обучение в классе, но уже как учащиеся с ОВЗ. Опыт работы у меня с двумя категориями детей: с нарушениями слуха и с задержкой психического развития.

Темочки:

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. Моя задача – помочь таким детям усвоить программу. Необходимо предусмотреть не только коррекционные проблемы, направленные на предупреждение и преодоление недостатков речи, но и использовать другие приемы и методы воздействия, чтобы донести до учащихся новый материал. Необходим комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья. Мне пришлось изучить немало литературы по работе с такими детьми, чтобы добиться небольших результатов.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

• выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

• оказать помощь в поисках «себя»;

• создать условия для индивидуального развития ребенка

• создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

• развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

• расширить рамки общения с социумом;

• создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• предложить учащимся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор;

• обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

• владение комплексом диагностических методик;

• любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;

• ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;

В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:

• 1. индивидуальный подход;

• 2. предотвращение наступления утомляемости;

• 3. активизация познавательной деятельности;

• 4. проведение подготовительных занятий;

• 5. обогащение знаниями об окружающем мире;

• 6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

• 7. проявление педагогического такта.

Первое, что я сделала – это добилась, чтобы в классе к ним относились как равным, поддерживали их, помогали. Но с учёбой приходилось туго как детям, так и мне. Если ребёнку с нарушениями слуха достаточно было только выбрать правильное место посадки, чётко проговаривать ему задания, просить повторить выводы для лучшего понимания, больше давать ему карточек, чтобы облегчить ответы ребёнка на уроках, то с детьми с задержкой психического развития дела обстояли намного хуже. Мне пришлось начинать с нуля. Сложность обучения была ещё в том, что у них очень медленный темп деятельности. В письменной речи делались специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивались правила выделения границ предложения.

Для детей с ЗПР я организовывала коррекционные занятия, которые были направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Конечно. Вся моя работа проходит до сих пор в тесном сотрудничестве с родителями, потому что этот процесс должен быть непрерывным, иначе я не смогу добиться положительной динамики в обучении. Благодаря всему этому, обучение сдвинулось с мёртвой точки. Мальчики научились читать, они берут нижнюю норму техники чтения, им нравится отвечать на поставленные вопросы. По русскому языку – научены списывать текст с малым количеством ошибок, писать под диктовку. По математике – выучена таблица умножения, знают алгоритмы письменных приёмов сложения, вычиания и умножения. Конечно, до успехов им ещё далеко, но главное, что эти дети хотят учитья. И нам с ними предстоит большая работа.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, родителей в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества. Для таких ребят создаю разноуровневое обучение.

Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения осуществляю с учетом: обязательных результатов обучения; межпредметных связей; практической направленности. Выбирая посильный уровень сложности обучения предмету, ученик оказывается в группе переменного состава. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда». Три уровня сложности позволяют охватить практически всех детей, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям учащихся.

Зная уровень сформированности у школьников умений по решению различных задач, при подготовке к уроку заранее планирую все виды дифференцированного воздействия, подбираю задачи, продумываю формы помощи для каждой группы учащихся.

На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного использую форму индивидуального опроса. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, ребята с ОВЗ пользуются учебником.

Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей обучающихся, создают в классе благоприятный климат, где дети не боятся отвечать, выполнять контрольные работы. У учеников, в том числе и с ОВЗ, появляется вера в свои возможности. Всё это способствует активизации мыслительной деятельности, создает положительную мотивацию к учению.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Как помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к школьной программе»
Опубликовано: 16 февраля 2025 в 20:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Как помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к школьной программе»» (включая файлы) размещена пользователем Афонина Вера (УИ 3537027) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД