Афонина Вера
Опыт работы «Как помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к школьной программе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проработав в начальной школе сорок лет, при наборе нового класса я столкнулась с проблемой: в мой класс попали ребята с разными патологиями развития. Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, и мы решили направить этих ребят на ТМПК. Сейчас они продолжают обучение в классе, но уже как учащиеся с ОВЗ. Опыт работы у меня с двумя категориями детей: с нарушениями слуха и с задержкой психического развития.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Опыт работы, практика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. Моя задача – помочь таким детям усвоить программу. Необходимо предусмотреть не только коррекционные проблемы, направленные на предупреждение и преодоление недостатков речи, но и использовать другие приемы и методы воздействия, чтобы донести до учащихся новый материал. Необходим комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья. Мне пришлось изучить немало литературы по работе с такими детьми, чтобы добиться небольших результатов.
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
• выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
• оказать помощь в поисках «себя»;
• создать условия для индивидуального развития ребенка
• создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
• развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
• расширить рамки общения с социумом;
• создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• предложить учащимся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор;
• обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
• владение комплексом диагностических методик;
• любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
• ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:
• 1. индивидуальный подход;
• 2. предотвращение наступления утомляемости;
• 3. активизация познавательной деятельности;
• 4. проведение подготовительных занятий;
• 5. обогащение знаниями об окружающем мире;
• 6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
• 7. проявление педагогического такта.
Первое, что я сделала – это добилась, чтобы в классе к ним относились как равным, поддерживали их, помогали. Но с учёбой приходилось туго как детям, так и мне. Если ребёнку с нарушениями слуха достаточно было только выбрать правильное место посадки, чётко проговаривать ему задания, просить повторить выводы для лучшего понимания, больше давать ему карточек, чтобы облегчить ответы ребёнка на уроках, то с детьми с задержкой психического развития дела обстояли намного хуже. Мне пришлось начинать с нуля. Сложность обучения была ещё в том, что у них очень медленный темп деятельности. В письменной речи делались специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивались правила выделения границ предложения.
Для детей с ЗПР я организовывала коррекционные занятия, которые были направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Конечно. Вся моя работа проходит до сих пор в тесном сотрудничестве с родителями, потому что этот процесс должен быть непрерывным, иначе я не смогу добиться положительной динамики в обучении. Благодаря всему этому, обучение сдвинулось с мёртвой точки. Мальчики научились читать, они берут нижнюю норму техники чтения, им нравится отвечать на поставленные вопросы. По русскому языку – научены списывать текст с малым количеством ошибок, писать под диктовку. По математике – выучена таблица умножения, знают алгоритмы письменных приёмов сложения, вычиания и умножения. Конечно, до успехов им ещё далеко, но главное, что эти дети хотят учитья. И нам с ними предстоит большая работа.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, родителей в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества. Для таких ребят создаю разноуровневое обучение.
Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения осуществляю с учетом: обязательных результатов обучения; межпредметных связей; практической направленности. Выбирая посильный уровень сложности обучения предмету, ученик оказывается в группе переменного состава. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда». Три уровня сложности позволяют охватить практически всех детей, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям учащихся.
Зная уровень сформированности у школьников умений по решению различных задач, при подготовке к уроку заранее планирую все виды дифференцированного воздействия, подбираю задачи, продумываю формы помощи для каждой группы учащихся.
На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного использую форму индивидуального опроса. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, ребята с ОВЗ пользуются учебником.
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей обучающихся, создают в классе благоприятный климат, где дети не боятся отвечать, выполнять контрольные работы. У учеников, в том числе и с ОВЗ, появляется вера в свои возможности. Всё это способствует активизации мыслительной деятельности, создает положительную мотивацию к учению.