Анастасия Спицина
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Постановка звука [Ш]». Для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Постановка звука [Ш]»
Цель: Постановка звука [Ш]
Задачи:
Образовательные:
• формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);
• формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
• упражнение в правильности произнесения звука Ш.
Обучающие:
• развитие артикуляционного аппарата;
• развитие фонематического слуха;
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
• устранение дефектного произношения звука Ш;
• развитие грамматического строя речи.
Воспитательные:
• воспитание интереса к занятиям;
• воспитание самостоятельности
Оборудование: зеркала, штапели или зонды, спирт, вата, кукла, домик небольшой
Ход занятия
I. Организационный этап
Ребенок заходит в кабинет и садится перед зеркалом:
– Здравствуй,! Успокаиваемся и настраиваемся на занятие!
– Хорошо, давай начнем! Сегодня в гости к нам пришла кукла Маша! Она зовет нас с тобой в гости к своему другу Мише. ТУК – ТУК постучались мы в дом к Мише.
o Артикуляционная гимнастика
– Миша, открыл дверь и обрадовавшись встрече улыбнулся «Упражнение улыбка».
– Миша, конечно, пригласил Машу к себе на блины «Упражнение Блинчик» с вкусным вареньем «Упражнение вкусное варенье».
– Миша налил чай красивые чашечки «Упражнение чашка».
– А Маша рассказывала Мише про свою лошадку, которую ей подарили «Упражнение Лошадка». Маше очень понравилось у Миши в гостях, и в благодарность она угостила Мишу грибами «Упражнение Грибочек».
II. Коррекционный этап
o Объявление темы занятия
– Сегодня мы будем учиться красиво петь песенку [Ш]. А как ты думаешь кто поет эту песенку? (змея) Правильно змейка, а давай с тобой как змейка попоем звук [Ш].
o Постановка звука
Постановка звука [Ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
o Анализ артикуляции
Губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» со щелью,
Язык «чашечкой» поднят вверх (к твердому небу, боковые края прижаты к верхним зубкам,
Воздух теплый, струя направлена по середине языка.
o Характеристика звука
Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
o Закрепление изолированного звука.
– Маша, по дороге домой встретила змейку, которая заблудилась. Давай поможем змейке добраться до ее домика, веди пальчиком одновременно произнося звук [Ш].
o Развитие фонематического слуха
– Змейка поблагодарила нас за то, что мы помогли ей найти дорогу к дому. Теперь она предложила нам игру «Охотник». Змейка будет называть буквы, а ты среди них должен услышать звук [Ш] и хлопнуть в ладоши: М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш.
o Первичное закрепление поставленного звука
– А змейка у нас хитрая и уже придумала нам следующее задание. Она будет называть слоги, а ты должен их повторить:
Ша – Ша – Ша
Шу – Шу – Шу
Шо – Шо – Шо
Ше – Ше – Ше
Ши – Ши – Ши
o Домашнее задание
Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится :
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.
А еще сделаешь задания с волшебного листика с мамой!
III. Итоговый этап
Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научился шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!
- С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш – согласный, глухой, твердый.
- А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.