Елена Абросимова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить артикуляцию звука [Р];
Дать развернутую характеристику звука Р;
Развивать фонематическую базу;
Закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
Расширять словарный запас;
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
Формировать правильное речевое дыхание;
• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
• формирование положительной установки на участие в занятии;
• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Стимулировать речевую активность
Оборудование:
Зеркало;
Доска;
Зонд для развития правильной воздушной струи
• мягкая игрушка “пес – Руди”;
Картинка для выполнения артикуляционной гимнастики “приключения язычка”
Картинка с большой буквой Р;
• предметные картинки со звуком Р;
• картинка для игры “доскажи словечко”
Схема слова
Ход занятия
1. Организационный момент
Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Руди. Он грустит, так как не умеет красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. А у Руди есть язычок (пес “показывает” язык). Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.
2. Артикуляционная гимнастика
Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко (высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”, посмотрел по сторонам (“часики”, почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”, подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. 3. Игра “Отгадай – ка”
Логопед говорит загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.
Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).
Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Рыбные котлеты, салаты, винегреты? (Повар)
Как под солнышком созреет –
Красный цвет тогда имеет.
Наш знакомый с давних пор,
Этот сладкий … (Помидор)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (Рысь)
Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).
4. Сообщение темы занятия.
Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку : Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).
А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).
Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)
5. Физкультминутка
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
6. Игра “Что пропало?”
Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).
7. Звуковой анализ и синтез.
Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.
Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р, какой звук второй? (звук А, какой звук третий? (звук К).
Логопед просит слово суп обозначить цветовыми символами звуков.
8. Игра “Доскажи словечко”
Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.
Он высокий словно шкаф,
А зовут его. (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого (верблюда)
Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув (рот).
В сильный холод января
Ёжика спасет (нора).
На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…. (кот).
9. Игра “исправь предложение”
А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Нора роет крота (Крот роет нору).
10. Итог занятия.
Как рад Руди. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес! Ты молодец!