Ольга Бакулина
Конспект игрового занятия «Письма королевы Математики» по формированию элементарных математических представлений
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
1. Познавательное развитие:
• продолжать знакомить с целым и частями;
• способствовать овладению умениями делить предмет на две, четыре части;
• способствовать формированию у детей познавательного интереса;
• развивать умение ориентироваться в пространстве;
• обобщить и уточнить ранее полученные знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах;
• упражнять в решении примеров на сложение и вычитание.
Публикация «Конспект игрового занятия „Письма королевы Математики“ по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
2. Речевое развитие:
• активировать словарь детей по теме занятия : целое, части, половинка, четвертинка, прямой и обратный счет, наука, почтальон, план;
• развивать умения четко, быстро отвечать на поставленные вопросы;
• закрепить умения согласовывать речь с движением.
3. Социально-коммуникативное развитие:
• стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность;
• воспитывать у детей интерес к занятиям математики;
• формировать позитивные дружеские взаимоотношения между детьми;
• развивать стремление радовать старших своими достижениями.
4. Физическое развитие:
• закрепить навыки выполнения физминутки путём показа;
• способствовать формированию опорно-двигательной системы организма, координации движений, общей моторики.
Методы и приемы:
– практические: проверка решения примеров; гимнастика для глаз; физминутка; дидактическая игра «По порядку становись»;
– наглядные: рисунки геометрических фигур, план;
– словесные: рассказ воспитателя, вопросы и ответы по его содержания.
Материалы и оборудование :
демонстрационный – рисунки геометрических фигур, план;
раздаточный – простые карандаши, красные ручки, конверты пяти цветов (красный, желтый, белый, синий, зеленый).
Предварительная работа :
решение примеров на сложение и вычитание; дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа.
Детская деятельность: формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная: физкультминутка, гимнастика для глаз, игра «По порядку становись»
Игровая : дидактические игры «Дом дружбы», «Наоборот», «Назови соседей числа»
Познавательно-исследовательская: проверка решения примеров, выполнение заданий на полосках с красными и синими значками
Коммуникативная: работа в коллективе и индивидуально
Восприятие художественной литературы и фольклора: слушание рассказа воспитателя, обсуждение, ответы на вопросы
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от Королевы всех наук – Математики. Наверное, она хочет пригласить нас в свое королевство. Но прежде, чем туда отправиться, я хочу проверить ваши знания. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
2. Разминка
Какое сейчас время года? (Осень). Перечислите все осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Сейчас утро или вечер? (Утро). Сколько пальцев на одной руке? (Пять). Сколько углов у треугольника? (Три). Сколько раз в году бывает день рождения? (Один). Сколько носов у трех котов? (Три). Сколько ушей у двух мышей? (Шесть).
Молодцы, вы очень внимательны, правильно ответили на все вопросы. А сейчас садитесь за стол, и посмотрим на письма, которые прислала Королева Математики. (Положить перед детьми конверты). Сколько писем принесла Королева Математики? (Пять).
3. Первое письмо королевы Математики
Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (Красный). Давайте откроем его… Кого вы здесь видите? (Прямоугольник). Как вы думаете, какое у него настроение? (Грустное, невеселое). А почему он загрустил? (Потому, что он один, рядом нет его друзей). А с кем у нас дружит прямоугольник? (С кругом, квадратам, овалом, треугольником). А давайте мы найдем его друзей в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой. ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ГРАНЬ КУБИКА. Работаем на полоске с красным значком простым карандашом.
Дети работают на полоске с красным значком простым карандашом.
Какие фигуры у вас получились? Назовите их. (Треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг). Как их можно назвать одним словом? (Геометрические фигуры). Сколько всего фигур? (5). Молодцы! И с этим заданием вы справились без проблем.
4. Гимнастика для глаз
Спинки выпрямили,
руки опустили,
быстро поморгали глазами, закрыли глаза,
открыли,
посмотрели вдаль.
Вытянули правую руку вперед, следим за медленными движениями указательного пальца вправо-влево, вверх-вниз.
5. Дидактическая игра «Дом дружбы»
А сейчас я предлагаю поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют. Прямоугольник будет жить в центре листа, круг – над прямоугольником, овал – под прямоугольником, справа от прямоугольника поселится квадрат, слева – треугольник. Чтоб дом стал уютным, светлым, нарядным нужно его украсить. В левый верхний угол поместим солнышко, в правый верхний угол – облако, левый нижний угол украсим бабочкой, а правый нижний – цветочком. Мне кажется, у прямоугольника изменилось настроение. И вы я смотрю, заулыбались.
Ребята, у меня появилась идея, назвать этот дом «Дом дружбы». А наш дом, наш детский сад, можно назвать «домом дружбы»? (Да) Я очень этому рада. Надо дружить друг с другом, уважать, любить друг друга. А фантазировать вы любите? Где, по-вашему, живет прямоугольник?. Откуда он появился?. Что он будет делать в будущем?.
6. Второе письмо королевы Математики
А вам интересно, что в других конвертах? (Да) Тогда откроем конверт, расположенный между синим и белым. Какого он цвета? (Желтый). А здесь цифры. Вы знаете, что такое цифры?. (Дети дают определение термина «цифры») Это знаки, которыми мы обозначаем числа. Цифр всего 10, а чисел очень много. Сейчас с этими цифрами поиграем.
7. Игра «По порядку становись»
Правила игры: пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «по порядку становись», дети должны построиться по порядку. Например: Число 3, назови своих соседей. (2,4…
Игра «Наоборот»
А теперь я вам предлагаю игру «Наоборот». Для этого нам надо повторить обратный счет. Вам надо соединить цифры в обратном направлении от 10 до 1 и вы что-то интересное увидите (Дети считают). Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами. А теперь я вам предлагаю отдохнуть.
8. ФИЗМИНУТКА
В понедельник я купался, изображают плавание
А во вторник – рисовал. изображают рисование
В среду долго умывался, «умываются»
А в четверг в футбол играл. «пинать» мяч
В пятницу я прыгал, бегал, прыгают, бег на месте
Очень долго танцевал. кружатся на месте
А в субботу, воскресенье дети садятся на корточки,
Целый день я отдыхал. руки под щеку – засыпают.
9. Третье письмо королевы Математики
Сколько осталось конвертов? (3). Откроем не белый и не зеленый конверт. Какой? (Синий). Если я разделю печенье пополам, сколько детей я смогу угостить? (2). Как называются эти части? (Половинки). А сколько гостей я могу угостить, если разделю пополам 2 яблока? (4).
А теперь послушайте задание, а ответ зарисуйте на полоске бумаги. Сядьте за стол. Сколько гостей можно угостить, если одну грушу разделить на 4 части? (4). Как называются эти части? (Доли). Нарисуйте столько кружков, сколько гостей вы можете угостить. Дети выполняют задание.
10. Четвертое письмо королевы Математики
Сколько конвертов еще осталось? (2). Сейчас откроем белый конверт. Я вчера была в гостях в другом детском саду, там тоже такие хорошие, прекрасные детишки, они также как и вы занимались, решали примеры. Я прошу вас помочь мне проверить, правильно ли они решили примеры. Поможете мне? (Да).
Раздать красные ручки для проверки примеров.
11. Пятое письмо королевы Математики
У нас осталось одно письмо. Как про него можно сказать, какое оно? (Пятое, последнее). В этом письме я спрятала для вас сюрприз.
12. Итог занятия
А теперь подведем итог нашего занятия. Что мы с вами сегодня делали? Сейчас каждый спросите у себя: «Справился ли я сегодня с заданиями, или я испытал какие-то трудности?»