Приложение МААМ

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости в условиях музыкально-ритмической деятельности»

Ирина Лобас
Проект «Формирование у детей дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости в условиях музыкально-ритмической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

музыкального руководителя высшей квалификационной категории

Лобас Ирины Анатольевны

Тема

«Формирование у детей дошкольного возраста

эмоциональной отзывчивости,

в условиях музыкально-ритмической деятельности»

Цель:

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей через виды музыкально-ритмической деятельности»

2020-2025

Введение.

Дошкольное детство - период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в проявлении индивидуальности на основе соблюдения основных норм и правил поведения.

Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Содержание дошкольного образования представлено следующими направлениями развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Художественно-эстетическое развитие на ступени дошкольного образования направлено на решение следующих задач:

- развитие творческих способностей и самовыражения ребенка в различных видах художественной деятельности;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к различным видам искусства;

- развитие у ребенка музыкальной отзывчивости и эстетического восприятия родной природы и предметов культуры;

- выработка начальных навыков понимания языка искусства, его выразительных средств;

- ознакомление с традиционными для региона видами и жанрами искусства.

Объект исследования дети дошкольного возраста.

Предмет исследования музыкально-ритмическая деятельность.

Тема «Формирование у детей дошкольного возраста

эмоциональной отзывчивости, в условиях музыкально-

ритмической деятельности»

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости детей через виды

музыкально-ритмической деятельности»

Глава 1

1.1. Эмоциональная отзывчивость - один из важнейших этапов психологического развития ребенка.

Основой, ядром музыкальности или музыкальной одаренности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Это понятие сформулировал Б. М. Теплов в своей работе «Психология музыкальных способностей». По словам Б. М. Теплова, «у музыкального человека музыка вызывает поток эмоциональных и интеллектуальных процессов, возникновение образов и ассоциаций, активизацию его творческого потенциала». Эмоциональная отзывчивость - особая восприимчивость индивида к звучащей музыке, повышенная впечатлительность от нее, способность «вживания» в ее образы, острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе ее восприятия.

Ведущая роль эмоциональной отзывчивости в структуре музыкальных способностей соответствует специфике интонационного музыкально-художественного мышления, суть которого в эмоциональном переживании духовных ценностей, явленных в искусстве.

Особенностью музыки является то, что ее содержание и структуры опираются не на предметный мир, а на психические состояния и процессы - подвижные, неуловимые для словесного выражения. Средства музыкальной выразительности лишены понятийности, их невозможно соотнести с определенным содержанием. Согласно интонационной теории, свое звукосмысловое единство структурные элементы приобретают в конкретном музыкальном контексте, становясь «интонациями» (по Б. В. Асафьеву).

Сочетания различных музыкальных способностей, их особые комбинации, доминирование каких-либо из них индивидуальны в личности каждого музыканта. Главное же, что составляет суть музыкальности, - наличие специфического взаимоотношения между музыкальными способностями и эмоционально-психологической активностью личности в восприятии музыки, т. е. существование музыкальных способностей в единстве и взаимосвязи с эмоциональной отзывчивостью на музыку. Не случайно музыкальная педагогика и психология используют понятия «ладовое чувство», «чувство ритма», «чувство формы», которые и выражают единство эмоционального компонента музыкального слуха и его способности к дифференциации, различению элементов музыкальной ткани.

На первоначальных этапах обучения в развитии эмоциональной отзывчивости огромную роль играют выразительные движения под музыку - музыкальная ритмика, способствующая телесному выражению музыкальных эмоций.

1.2. Музыкально-ритмическая деятельность, как средство достижения у детей эмоциональной отзывчивости.

Музыкально-ритмическая деятельность играет огромную роль в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыкальная форма развивается во времени и структурируется в соответствии с законами ритма. С помощью движений, ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности: метрическую пульсацию; чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей; смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» - линий. Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации.

Дошкольный возраст - это время, когда ребенок познает мир через телесные ощущения, «мыслит» телом. В музыкально-ритмических упражнениях, ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться не просто в пространстве, но в осваиваемом им мире, мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Для детей дошкольного возраста разработана система занятий по музыкально-ритмической деятельности, вобравшая в себя лучшее из отечественного и зарубежного опыта в этой области. В концепции данной системы, музыке отводится ведущая роль, а движение рассматривается как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом как средство усвоения музыкальных зако-номерностей. Такая расстановка акцентов совершенно справедлива, она способствует тому, что занятия ритмикой в ДОУ занимают важное место в музыкальном развитии дошкольников.

Музыкально-ритмическую деятельность можно разделить на виды:

• музыкально-ритмические упражнения;

• танцы, пляски, хороводы;

• музыкальная игра.

В музыкально-ритмических упражнениях, дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, поскоков. В данный раздел ритмики входят также упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т. д.

Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, умения ориентироваться в пространстве. Однако в контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т. п., расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение.

Танцы, пляски и хороводы - также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой.

Основу программы составляют несложные танцы разных народов. Необходимо подчеркнуть коммуникативную направленность этих танцев. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное - запечатлены определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в культуре народа норм. С этой точки зрения народные танцы можно рассматривать как своеобразные тренинги-упражнения по развитию навыков общения у детей.

Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в музыкальном и в целом, в личностном развитии детей. Она выступает эффективным средством создания ситуации эмоциональной комфортности, положительно влияющей на здоровье и психику ребенка.

Основная задача музыкальных игр - развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия. Это ощущение у ребенка будет связано со способностью к естественным, раскрепощенным, координированным движениям. Точность и ловкость движений, их соответствие переживаемым эмоциям, а главное, удовольствие, получаемое ребенком от движения, - верный показатель его эмоционального благополучия, позитивного самоощущения.

Основная педагогическая задача - реализация эмоционально-образного содержания музыки и воплощающих это содержание художественных структур в разнообразной практической деятельности детей, т. е. своеобразное игровое «исполнение» музыки.

В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально-игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки. Музыкально-игровая деятельность — феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка. Именно поэтому музыкальные игры представляются эффективным средством диагностики развития эмоциональной сферы ребенка, в частности, его эмоциональной отзывчивости на музыку. Процесс эмоциональной передачи музыкальных образов в детских играх-импровизациях может быть исследован, проанализирован, и послужит основой для мониторинга развития музыкальности у детей.

Самый простой способ организации игрового движения под музыку - повтор детьми движений за педагогом. В зависимости от того, на что хочешь нацелить внимание детей - на живописность музыкальных красок-тембров или на выразительность линий-интонаций, можно продумать дополнительные средства выразительности своей пластической импровизации. Например, можно раздать детям яркие цветные газовые платочки, ленточки или другие атрибуты, которые помогут «включить» цвет в движение. Чтобы заострить вни-мание детей на характере интонационных линий, можно выразить их в жестах, выстроить эти линии в пространстве в процессе импровизации движений (водить детей за собой «змейкой», закручивать движение по спирали, «улиткой», вводить разнообразные рисунки хоровода и т. д.)

После того, как дети освоились с формой имитации движений за педагогом, можно организовывать с ними собственно пластические импровизации. Однако в любой игре по пластическому, двигательному фантазированию на первых порах целесообразно использовать следующий алгоритм:

• на первом этапе игры педагог предлагает и демонстрирует различные варианты пластического воплощения музыкально-игрового образа;

• второй этап связан с повторением и освоением детьми предложенных движений;

• третий этап - импровизация движений детьми, которые становятся ведущими по очереди.

1.3. Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей.

В народной педагогике приобщение ребенка к нравственным ценностям происходило в художественно-образной форме через эмоциональный отклик ребенка, через игровое проживание им сюжета и воображаемого вхождения в роль, а через нее – в опыт вымышленного персонажа. Для того чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, «заразить» его эмоциями, требовалось выразительное исполнение текста, его музыкальное оформление! Весь детский фольклор поется. Пестушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки – это песни вовлекающие ребенка в игровое фантазирование. Для детской психики благотворно уже само по себе исполнение и звучание фольклорных напевов. Их звуковые образы, отшлифованные временем и проверенные на многих поколениях детей, содержат ритмы и интонации здоровья, нацелены на психотерапевтический эффект. Музыкальные жанры детского фольклора появляются в жизни ребенка в определенной последовательности, решая воспитательные задачи, актуальные для каждого конкретного возраста. Первые песни, с которыми встречается ребенок в своей жизни это – колыбельные. Напевы колыбельных песен – настоящая музыкотерапия: все средства выразительности - темп, мелодика, ритмическая структура - направлены на то, чтобы выровнять пульс, дыхание ребенка, снять эмоциональное возбуждение, успокоить его.

Игры на основе пестушек.

Пестушка – это веселое общение взрослого с маленьким ребенком с помощью интонаций и тактильных взаимодействий: потягиваний, поглаживаний, ласковых похлопываний. В тактильных «поглаживаниях» нуждаются не только малыши, но и дети старшего возраста. Пестушку можно рассматривать как игровую модель в организации гармоничного взаимодействия на тактильном уровне общения взрослого с ребенком или детей в паре друг с другом. Такие игры не только снимают мышечное напряжение и усталость, но и закладывают программу доброжелательных межличностных отношений в детском коллективе.

С помощью игровых движений в процессе пения пестушки можно сделать ребенку массаж ног, рук, шеи, спины. Музыкально-ритмческие движения и тактильные ощущения в процессе игромассажей помогают ребенку творчески познать возможности своего тела, приобрести навыки контроля над своими состояниями, научиться ориентироваться в осваиваемом им мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. В игру могут быть добавлены музыкальные краски в виде эмоционально яркого, ритмичного сопровождения к песенке. Пение и музыкальное сопровождение ритмически организуют игровую деятельность, делают познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Игры на основе потешек

В народной педагогике развитию у ребенка выразительной речевой интонации и сопровождающего ее речевого жеста уделяется большое внимание. Обыгрывание песенок - потешек в движении помогает детям научиться соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела. Жесты, сопровождающие речевое интонирование в детских фольклорных текстах, укрупнены, а потому понятны детям, и легко ими копируются. Такие песенки – драматизации являются действенными упражнениями на развитие у детей выразительности речевых жестов и интонаций.

Основу многих фольклорных игр составляют телесные, тактильные ощущения. Игровые ситуации помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими. Во многих играх участники воспринимаются «единым телом», где каждый является продолжением другого. Аналогичным образом построены многие народные танцы. («тетера,» «челночки,» «квартет» и др.)

Многие детские игры и танцы сопровождаются словами. Кульминационные моменты текста отмечены, громкими восклицаниями: «ух!» «Раз, два, три!» С помощью таких восклицаний сбрасывается напряжение, выплескиваются избыточные эмоции. Примером может быть «Буги-Вуги», «Коломийка» и др.

В детском фольклоре существует много игр, построенных на контрастных эмоциональных состояниях («Море волнуется раз», «День и ночь», Эти эмоциональные контрасты усиливаются, если добавить музыкальное сопровождение к игре.

Игры на основе прибауток

Игры на основе прибауток сами собой рождались в детской среде. Придумывать такие игры не составляет особого труда. Нужно просто следовать содержанию песни. Многие игры на основе прибауток передаются от одного поколения детей к другому. В этих играх реализована потребность детей в шутке, в радостных положительных эмоциях, в энергичных движениях, в совместных с другими взаимодействиях. Во многих играх создается ситуация, когда каждому ребенку уделяется внимание всего коллектива. Оказавшись в центре внимания, ребенок, ребенок становится ведущим. Ему необходимо преодолеть смущение и сделать то, что положено по правилам игры: станцевать, спеть и т. д. Такие игры вырабатывают умение быть ведущим, не растеряться, оказавшись в центре внимания, выполнить игровую роль должным образом, а также позитивно реагировать на временный проигрыш.

2 глава

Формирование эмоциональной отзывчивости путем внедрения новых танцевально-игровых моделей.

2.1. Становление задач и пути их достижения.

Для достижения цели - развития эмоциональной отзывчивости детей через виды музыкально-ритмической деятельности ставлю задачи, над которыми буду работать в межаттестационный период.

Развивающие и обучающие задачи.

1. Развивать творческие способности детей.

2. Развивать образное и ассоциативное мышление.

3. Учить выражать эмоциональное состояние через слово, движение.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать ощущение эмоциональной комфортности в общении со сверстниками.

2. Воспитывать чувство собственного достоинства, уверенность в собственных силах.

Способами достижения поставленных задач стало внедрение в раздел:

1. музыкальная игра:

- фольклорных игр, учитывающих особенности развития слуха, голоса и координационно-двигательных способностей;

- интонационно-речевых игр;

- музыкальных игр на развитие творчества детей;

- игр-тренингов на основе колыбельных песен;

- игр, регулирующих собственное эмоциональное состояние;

- музыкальных игр на основе пестушек;

- музыкальных игр на основе потешек;

- музыкальных игр на основе прибауток;

- музыкальных игр основанных на народных танцах;

- музыкальных игр-тестов, выявляющих гармоничность эмоциональной сферы ребенка;

2. танцы, пляски, хороводы

- «Театр танца» О. Усовой. Цель пособия – развивать основные психические процессы и креативность посредством танца и синтеза искусств, раскрывать потенциал совместной творческой деятельности педагога и ребенка. Практический материал систематизирован по возрасту детей, целям и задачам, которые стоят перед педагогом.

Композиционно пособие состоит из пяти разделов.

«Упражнения» предназначены для развития свойств (силы, выносливости) нервной системы у ребенка посредствам статических напряжений, направлены на развитие чувства равновесия и баланса, снятия боязни невербального контакта.

Раздел «Танцы для малышей» объединил танцевальные миниатюры для малышей 2-3 лет. Эти танцы сопровождаются поэтическим текстом, текст позволяет педагогу только напевать слова без показа движений.

Раздел «Танцы для детей 4-5 лет» включает как программные (массовые) танцы для этого возраста, так и индивидуальные. Особое внимание уделяется костюмам, так как костюм в танце является дополнительным средством для раскрытия образа и помогает ребенку глубже прожить ситуацию.

Четвертый раздел объединил танцы для детей старшей и подготовительной к школе групп(5,5-6 лет). Характерной особенностью этих танцев является возможность ставить различные цели и задачи при разучивании одного и того же танцевального материала, в зависимости от возраста и умений детей.

Пятый раздел «Литературное приложение к программе» включил в себя театрализации, сценарии итоговых спектаклей, интегрированных занятий по ИЗО-деятельности и музицированию.

- вокально-двигательные разминки.

Цель - сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом

3. музыкально-ритмические движения

- Все движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами пробуждают творческое воображение детей.

4. внедрение раздела импровизация под музыку. С помощью произвольных движений можно снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии. Произвольное движение под музыку - это проявление двигательного творчества детей.

2.2. Этапы внедрения новых танцевальных и игровых моделей

С 2020 года начала внедрять: музыкальные игры по возрастам, импровизация под музыку.

С 2021 года «Театр танца» О. Усовой по возрастам.

Диагностический этап

В процессе работы, мною два раза в год проводится обследование детей.

Первый этап-начало учебного года (сентябрь)

Второй этап-конец учебного года (май)

Обследование направлено на выявление уровня эмоциональной отзывчивости детей через виды музыкально-ритмической деятельности (Приложение 2).

Кроме того, выборочно провожу промежуточную диагностику уровня эмоциональной отзывчивости ребенка. Такой вид диагностики направлен на отслеживание изменений в развитии ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей (Приложение 3).

В сентябре 2020 года начала работать со второй младшей группой. Первый этап обследования показал следующие результаты: со средним уровнем 16 детей, что составляет 59%, с низким уровнем 11 детей это 41%,на этом этапе обследования детей с высоким уровнем развития эмоциональной отзывчивости не выявлено. На начало учебного года качество образования составило 59%. В мае 2021года мною был проведен второй этап обследования: дети со средним уровнем развития- 17 человек 63%, низкий уровень развития эмоциональной отзывчивости у 10 человек 37%, с высоким уровнем детей нет. Сравнение двух этапов диагностики показал положительную динамику в 4%. Качество образования составило 63%. Динамика качества образования 6%. В сентябре 2021 года со средним уровнем эмоциональной отзывчивости 17 детей 63%, с низким уровнем 10 детей 37%, с высоким уровнем детей нет. Качество образования составило 63%. В декабре 2021 года провела промежуточную диагностику и получила следующие результаты: с высоким уровнем 2 ребенка 7%, со средним уровнем 17 детей 63%, с низким уровнем 8 детей 30%. В сравнении с прошлым учебным годом видна положительная динамика: 7% детей поднялись со среднего на высокий уровень, 7% детей поднялись с низкого на средний уровень. Анализ диагностики показал положительную динамику 14%. Качество образования составило 70%. Динамика качества образования 7%.

В результате поставленной цели и решения всех задач предполагаю получить следующий результат:

1. Развитие творческих способностей детей.

2. Развитие образного и ассоциативного мышления.

3. Умение выражать эмоциональное состояние через слово, движение

4. Эмоциональная комфортность в общении со сверстниками.

5. Чувство собственного достоинства, уверенность в собственных силах.

Заключение

Эмоции влияют на все психические процессы: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, волю. Положительный эмоциональный фон воспитания, эмоциональный контакт ребенка и взрослого, ощущение ребенком собственного эмоционального благополучия способствует его полноценному физическому и психическому развитию. Радостное, счастливое настроение ребенка, согретого любовью и пониманием окружающих взрослых, является основой его здоровья, доброжелательного отношения к людям, окружающему миру, залогом успешности и полноты дальнейшей жизни. Выразительные движения под музыку - музыкальная ритмика, способствует телесному выражению музыкальных эмоций. Музыкально-игровая деятельность — феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка. Именно поэтому музыкальные игры представляются эффективным средством диагностики развития эмоциональной сферы ребенка, в частности, его эмоциональной отзыв-чивости на музыку. Закрепляясь в раннем детстве, эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения, к формированию характера. Формирование радостного отношения к жизни, эмоционально положительного самоощущения является важнейшей задачей воспитательного процесса в период дошкольного детства.

Публикации по теме:

Мастер-класс на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности» "Мастер-класс на тему: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»" На.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Формирование у детей дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости в условиях музыкально-ритмической деятельности»
Опубликовано: 6 февраля 2025 в 06:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование у детей дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости в условиях музыкально-ритмической деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лобас (УИ 141691) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД