Гантимурова Валентина
Консультация для педагогов «Значение и способы организации прогулок в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с санитарными нормами пребывание на свежем воздухе является обязательным для дошкольников и должно составлять 3-4 часа в день при благоприятной погоде. Смена обстановки способствует стабилизации эмоционального состояния детей и предупреждает переутомление.
Организация прогулок должна соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС, направленных на развитие у детей различных видов деятельности и мотивации к ним. Прогулки не должны ограничиваться лишь игрой в песочнице, а должны включать разнообразные виды активности: коммуникацию, игры, труд, познавательно-исследовательскую деятельность.
Прогулки играют важную роль не только в физическом развитии детей, но и в их социально-коммуникативном, познавательном, эстетическом и творческом становлении.
Существуют различные типы прогулок:
* Традиционный тип: предполагает свободное времяпрепровождение детей под контролем воспитателя, который следит за порядком и безопасностью.
* Комбинированный тип: имеет конкретную цель, достигнув которой дети могут свободно играть. Иногда такие прогулки организуются за пределами территории детского сада.
* Экскурсия или поход: проводятся с детьми средней и старшей групп не реже раза в месяц и требуют тщательной подготовки педагога и планирования.
Эффективность любой прогулки зависит от профессионализма и заинтересованности воспитателя.
Существует множество способов разнообразить прогулки:
* Традиционный тип: подвижные игры, сценарии которых можно найти в проектах, таких как "Игра 4D", созданных сообществами педагогов.
* Комбинированный тип: целевые прогулки, например, наблюдение за птицами (бердвочинг, совмещенное с познавательной и трудовой деятельностью: изучение видов птиц, изготовление кормушек, рисование.
* Экскурсии и походы: посещение спортивной базы, соснового леса, с включением квестов, игр, заданий по сбору материалов для поделок, выбора пейзажа для рисунка. Привлечение родителей к организации чаепития.
Важно помнить, что разнообразие - это фундаментальный принцип работы с детьми дошкольного возраста. Это необходимо не только для смены деятельности и интересного построения режима дня, но и с точки зрения нейропластичности: новые нейронные связи, которые активно формируются у детей в дошкольном возрасте благодаря разнообразной деятельности и играм, впоследствии восполнить будет сложно.