Разиля Ахметшина
Конспект группового логопедического занятия с детьми второго класса «Буква Ь: смягчающий и разделительный»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 2 – го класса при артикуляционно – акустической дисграфии на тему:
«Буква «ь» : смягчающий и разделительный».
Цели:
- Закрепить знания детей о мягком знаке;
- Учить правильно использовать его при письме;
- Упражнять в звукобуквенном анализе слов с мягким знаком;
- Закрепить правило переноса слов с мягким знаком;
- Развивать фонематический слух, связную речь, внимание, память, мышление;
Публикация «Конспект группового логопедического занятия с детьми второго класса „Буква Ь: смягчающий и разделительный“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- Обогащать словарный запас;
Материал: тетради, ручки, мяч, карточки с заданиями, зеркало на каждого ребенка.
Оборудование: экран, ноутбук.
Ход занятия:
1. Орг. момент:
Здравствуйте, ребята.
Давайте, улыбнемся друг другу и обменяемся хорошим настроением.
Присядет тот, кто назовет последний звук мягко в данных словах:
Кон, хор, угол, мел, ест, брат, ел.
Что помогло нам образовать новые слова? Что вы можете сказать об этом знаке? ( Ответы детей: звука не обозначает, разделяет, смягчает, пишется после согласных).
2. Уточнение представлений о букве «Ь».
Сегодня мы работаем по дифференциации разделительного «Ь» и «Ь» как показателя мягкости согласных. Запишите сегодняшнее число.
• Посмотрите на слайд и прочитайте слова: коньки, метель, обезьяна.
Запишите в тетрадь и сделайте звукобуквенный анализ слов. Что вы заметили? Когда мягкий знак стоит в конце слова, он смягчает согласную, а когда он стоит посередине слова, он разделяет.
• Посмотрите на слайд и произнесите: вьи, лья, дьи, бью, жье.
Какой дополнительный звук появляется в названных слогах? Откуда он берется? Гласные второго ряда после мягкого знака распадаются на два звука, один из которых Й и отсюда мы чувствуем на слух наличие мягкого знака в слове.
Возьмите каждый свое зеркало и произнесите – ВЯ, обратите внимание на положение губ и языка, слог произносится вместе, слитно. Теперь произносим – ВЬЯ, слог разделяется и звук Й как бы создает преграду.
• Читаем на слайде слоги парами:
Ви – вьи, ле – лье, тю – тью, пя – пья, ме – мье, ря – рья, жи – жьи, вя – вья, де – дье, зи – зьи.
3. Физминутка:
«Добавь разделительный «Ь» :
Я буду называть слог без разделительного мягкого знака и кидать вам мяч, а вы мне возвращаете мяч назвав слог с разделительным мягким знаком : зи, ря, ке, дю, и т. д.
«Убери разделительный «Ь» :
Теперь я называю слоги с разделительным Ь и кидаю мяч, а вы возвращаете мяч назвав слог без него: вью, бьи, дья, кьи, рья и т. д.
4. Работа с карточками.
Ребята, я раздала вам карточки с заданиями. Работаем в тетрадях.
Первое задание: вам даны слова, в первый столбик нужно записать слова с разделительным «Ь», во второй столбик остальные слова. Для чего служит мягкий знак в словах записанных во второй столбик?
Второе задание : запишите данные слова во множественном числе, подчеркните мягкий знак.
Друг, крыло, воробей, дерево, лист, перо, брат, стул.
Третье задание: составьте предложения из данных слов
• Воробьи, людей, живут, около.
• У, крылья, них, маленькие, и, перья, серые.
• Даже, слышно, в ненастье, воробьев.
• Игорь, кормить, любит, Воробьев, воробьишек, шустреньких.
Прочитайте полученные предложения, назовите слова с разделительным Ь и со смягчающим Ь. Связаны ли эти предложения между собой и что получится, если прочитать все предложения по порядку?
Четвертое задание: замените данные словосочетания одним слово и сделайте звукобуквенный анализ полученных слов.
Снежная буря - вьюга, разносчик почты - почтальон, мясной отвар – бульон.
5. Итог занятия.
С какой буквой мы сегодня работали?
Для чего она необходима в речи?
Важна эта буква?
Что помогало вам чувствовать эту букву на слух?
Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы сегодня занимались, выполнили все задания! И теперь вы не будете допускать ошибок в словах с Ь. До свидания!