Приложение МААМ

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»

Екатерина Фролова
Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР.

Тема занятия : «Дифференциация звуков Ж-Ш».

Цель занятия : закрепление навыка различения звуков Ж-Ш.

Задачи занятия :

1. Повторить правильный уклад органов артикуляции

2. вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [ж] и [ш] изолированно;

Публикация «Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР „Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]“» размещена в разделах

3. Уточнить характеристику звуков

4. Развивать фонематический слух

5. Закрепить зрительный образ букв

6. Развивать произвольное внимание

7. Развивать навыки словообразования

8. Развивать навыки дифференциации звуков на уровне слогов, слов, предложений

9. Упражнять в составлении схем к словам

10. Формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование – зеркала; проектор, карточки для определения места звука в слове, конверт с письмом

Ход занятия

Задачи Деятельность логопеда Деятельность детей

Орг. момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в школу пришло письмо от медвежонка, в котором он пишет: (логопед читает письмо) :

«Ребята, помогите мне подрушиться с мыжонком и ешонком, они часто дразнят меня и обишают. Мижа»

-Как вы думаете, почему медвежонок просит о помощи?

-Верно. Вы хотите помочь медвежонку?

-Тогда нам придётся сегодня потрудиться. Мы с вами будем учиться красиво и правильно говорить, различать и писать без ошибок буквы Ш и Ж, а потом отправим видеозапись нашего занятия медвежонку.

- Он не знает, когда нужно писать букву Ш, а когда Ж.

-Да.

Основная часть

Артикуляционная гимнастика.

-Для того, чтобы красиво говорить, нам нужно размять наш язычок. Давайте сделаем упражнение «Чашечка» :

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Логопед читает стишок :

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

-Следующее упражнение называется «Вкусное варенье» :

Описание. Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз.

Логопед читает стишок :

Как будто варенье лежит на губе –Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

- А сейчас мы с вами почистим зубы изнутри.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Логопед читает стишок :

Зубы верхние- смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

-А теперь посмотрите на экран. (2 слайд)

- Это какая буква (показывает на букву Ш?

- А давайте подумаем, на что

похожа буква Ш?

- Молодцы. Буква Ш с тремя

шипами – не хватать ее

руками.

Логопед показывает на букву Ж

- А это какая буква?

- А на что или кого похожа буква Ж?

- Ж похожа на жука, только не жужжит пока.

Артикуляция звуков.

- А теперь давайте вспомним, как верно нужно их произносить. Сначала скажем все вместе [ш-ш-ш]. Говорим правильно. Губки у нас округлены и чуть-чуть вытянуты вперед. А где у нас язычок?

- Молодцы. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом.

Далее - то же со звуком [ж].

Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь.

Характеристика звуков.

- А давайте вспомним, что мы знаем о звуках [ж] и [ш]. Какой звук [ш]?

- Почему он согласный?

- А почему глухой?

- Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ш-ш-ш]. Не вибрирует?

- А какой звук [ж]?

- А почему он звонкий?

- Правильно. Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ж-ж-ж]. Чувствуется вибрация?

- Хорошо. А что из перечисленного у них одинаково? Чем похожи звуки [ж] и [ш]?

- А чем они отличаются?

Развитие фонематического слуха.

- А теперь внимательно меня слушайте. Я буду говорить слоги, и если в них есть звук [ж], хлопните в ладоши.

Слоги:

ША-ЖА-СА-ШУ-ШЭ-ЖЭ-АЖА-ЭШЭ-ОЖО

- Хорошо. А теперь хлопните в ладоши, если в слоге есть звук [ш].

Слоги:

ЖА-ЖИ-ШИ-СУ-ЖУ-ШУ-СА-ША-ЖА

Письмо букв в воздухе.

- Хорошо. А теперь давайте нарисуем наши буквы в воздухе. Сначала Ш, затем Ж.

Логопед показывает.

Найди и посчитай. (слайд 3)

-А теперь посмотрите на экран и посчитайте, сколько на нём букв Ш и сколько букв Ж.

Вставь букву. (слайд 4)

-Хорошо. А теперь давайте вставим пропущенные буквы, чтобы получились слова.

Работа в тетрадях.

- Хорошо. А теперь запишите полученные слова себе в тетрадь.

Физминутка.

- Молодцы. Вы, наверное, немного устали, давайте немного разомнём свои пальчики.

Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку

ловлю.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю,

Но где же снежинки? В ладошке вода,

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

Как видно, ладошки мои горячи.

Образование слов. (слайд 5)

- Садитесь, а теперь давайте соберём слова. Посмотрите на экран, на место точек нужно добавить слоги, чтобы получилось слово. (индивидуально)

Определение места звука в слове. (слайды 6-9)

- А сейчас мы будем определять место звука в слове. Посмотрите внимательно на экран. Что там нарисовано?

У каждого из вас на столе лежат карточки и кружочки. Расположите кружочки на карточке соответственно тому, какое место занимает звук Ш в слове шмель.

- А теперь проверим, правильно ли вы сделали. (на экране отображается правильное расположение).

Затем проводится то же самое для слова душ; после определяется место звука Ж в словах жук и крыжовник.

Найди лишнее. (слайд 10)

- Посмотрите внимательно на экран. Как вы думаете, что здесь лишнее?

- почему жираф лишний?

Составление схем к словам. (слайд 11)

- Молодцы. А кто знает, сколько слогов в слове жираф?

- А как вы это узнали?

-Все верно. А сколько слогов в слове «шапка»?

- Молодцы. А теперь каждый из вас самостоятельно в своих тетрадях нарисует схему к слову «шапка»

После того как все закончат схемы, включается образец (слайд 12)

Найди ошибку.

-Молодцы! А сейчас послушайте стишок:

На десятом этаже

Жили буквы Ш и Ж.

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

Каждый час.

И вот что, кстати,

Получилось в результате:

Две сороки не туШили

У реки пожар туЖили.

А журавль рыбу Шарил.

Шмель в цветах душистых Жарил.

И беседовал с уШами

Заяц, хлопая уЖами.

-Ребята, что же здесь не так?

-Верно. Давайте наведём тут порядок. Я ещё раз прочитаю предложения, а вы мне скажите, как было на самом деле

Логопед читает по одному предложению.

Дети выполняют упражнения.

-Ш.

Дети выдвигают предположения.

-Ж.

- Наверху.

Дети смотрят в зеркала и говорят [ш-ш-ш]

Дети произносят [ж-ж-ж]

- Согласный, твердый, глухой.

- Потому что не поётся.

- Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ш-ш-ш].

- Нет.

- Согласный, твердый, звонкий.

- Горлышко дрожит.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ж-ж-ж].

-Да.

- Согласные, твердые.

- Звук [ш] – глухой, а [ж] – звонкий.

Дети внимательно слушают логопеда и хлопают в ладоши при наличии в слогах звука [ж].

Дети хлопают в ладоши при наличии в слогах звука [ш].

Дети рисуют буквы в воздухе.

Дети находят буквы и подсчитывают их.

Дети добавляют буквы и называют полученные слова.

Дети записывают.

Дети повторяют движения:

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

На вопрос сжать кулаки, на ответ - разжать.

На первый вопрос сжать кулаки, на второй - разжать.

Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Дети добавляют слоги и называют слова.

-шмель.

Дети раскладывают кружки, затем сверяются с образцом.

- Лишние лыжи.

- потому что все слова начинаются на ш, а жираф на ж.

-два слога.

- сколько в слове гласных- столько и слогов.

-два

Дети рисуют схему, затем сверяются с образцом на экране.

Дети добавляют слова и произносят предложения полностью.

-Ш и Ж перепутаны местами.

Дети проговаривают исправленный вариант предложения.

подведение итогов занятия.

Формировать положительную учебную мотивацию.

- Хорошо, молодцы.

Вы сегодня хорошо поработали. Думаю, что с вашей помощью мишка обязательно научится различать звуки Ш, Ж и подружится с мышонком и ежонком.

- Что вам понравилось сегодня на занятии?

-. Возьмите себе эти наклейки. (даёт наклейки детям). Занятие окончено, до свидания.

Дети рассказывают, что им понравилось.

- до свидания.

Публикации по теме:

«Дифференциация звуков [А]-[У] в слогах и словах». Конспект занятия в средней группе для детей с ОНР .

Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов (подготовительная к школе группа). Тема «Дифференциация звуков.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]» .

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] — [Х]» (подготовительная группа). Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К - Г. Задачи. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]в словах, словосочетаниях, предложениях и скороговорках» Тема: Дифференциация звуков [Л] - [Р] Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных укладов для сонорных звуков; дифференциация.

Конспект логопедического занятия для учащихся с ОНР «Твердые и мягкие согласные» Тема: «Твёрдые и мягкие согласные». Цель занятия: учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки устно и соответствующие им буквы на.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]» Задачи: 1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [ c ]-[ Ц ]. 2. Продолжать совершенствовать навыки звуко – слогового анализа.

Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]»Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]» Тема: «Транспорт. Дифферннциация звуков «С» и «Сь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Продолжать работу со звуками «С» «СЬ», закреплять.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах Тема: Дифференциация звуков "Ль" и "Й". Цель: Коррекционно- образовательные: - Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику.

План-конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков к и К’» Конспект логопедического занятия «Дифференциация К и К’» Программное содержание Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 09:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Фролова (УИ 628121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД