Ирина Ищенко
Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 1 класса с системным недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква З.
Цель: Формирование ритмико-мелодико-интонационной базы языка
Задачи:
коррекционно-образовательные:
• закрепить символ звука «З»;
• учить четкому произношению звука в слогах, словах, предложениях;
• учить плавному слиянию звуков в слоги;
• закреплять навык звуко-буквенного анализа и синтеза;
• активизировать словарь по теме "Зима";
• закреплять умение подбирать слова - признаки и действия к словам;
• подбирать ритмы слов к слоговым схемам;
коррекционно-развивающие:
• развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 1 класса с системным недоразвитием речи» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
• развивать ритмико-интонационную выразительность речи;
• развивать координацию речи с движением;
• развивать умение плавно и длительно выдыхать;
• Развивать общую и мелкую моторику;
• Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
коррекционно-воспитательные:
• воспитывать познавательный интерес;
• формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
• воспитывать любовь к природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации занятия, карта с окнами № 2, символы звуков, символы ритмов, зеркала, наборное полотно, буквы, фишки для составления звуковых схем, фонограмма мелодии Новиковой-Иванцовой, бумажные снежинки, предметные картинки, магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Они хотят посмотреть чему научились ребята 1-б класса.
Начнем занятие мы с правила, которое вы хорошо знаете.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
Я знаю, что вы можете и любите отгадывать загадки.
Снег пушистый стелется,
Улица бела,
И метет метелица.
К нам пришла ….
Зима (картинка).
Без рук, без ног, а рисовать умеет.
(Мороз)
- Какой 1-ый звук в слове Зима?
- А какой последний звук в слове МОРОЗ?
2. Сообщение темы занятия
3. Дыхательные упражнения
- Представим, что мы с вами в волшебном, сказочно красивом зимнем лесу
(Слайд 2)
Я предлагаю закрыть глаза и понаблюдать как тихо-тихо идет снег. Красивые снежинки, сверкая в воздухе, медленно опускаются на землю, деревья, на ваши раскрытые ладошки. Полюбуемся этой красотой.
(Дети сидят за партами с закрытыми глазами, логопед раскладывает на парты перед обучающимися бумажные снежинки).
-Теперь можно открывать глаза, мы возвращаемся на занятие.
Посмотрите, сколько к нам залетело снежинок. Сейчас мы эту комнату превратим в заснеженный лес.
а) «Снежинки»
Возьмите снежинку, положите ее на раскрытую ладошку и подуйте. Затем возьмите следующую снежинку и сделайте тоже самое. Губы округлить и слегка вытянуть вперёд. Старайтесь не надувать щеки.
(Упражнение повторить 3-4 раза)
- Вдохнём свежий морозный воздух.
б) Поочерёдное втягивание воздуха то через правую, то через левую ноздрю. Выдох через рот. (Упражнение повторить 4-5 раз)
в) «Погреем ручки».
Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. (Повторить 3-4 раза)
4. Артикуляционная гимнастика
- Погреем губы, они тоже замерзли.
а) «Улыбка» - «Трубочка»
б) «Горка»
Слепим снеговика. Покатили снежный ком влево, затем вправо, опять влево и вправо. Снежный ком увеличивается и становится все больше и тверже.
в) При закрытом рте упирать напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. (Повторить 6-8 раз)
Отлично! Молодцы!
5. Работа по теме
Артикуляция звука «З».
Язычок широкий ниже,
Кончик к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко «З-З-З» произнесем.
- Получается песенка Комарика.
Закрепление символа звука [З] (Рисунок 2)
Указательным жестом обучающийся проходит звуковые дорожки с длительной фонацией звука [З].
Плавное слияние звуков в слоги с опорой на символы
Комарику стало скучно и решил он полететь к Ане.
(Символ звука А)
- Какая песенка у них получится? (Рисунок 3)
Указательным жестом обучающийся проходит звуковую дорожку с длительной фонацией звуков [З] и [А].
Какая совместная песенка у них получится?
З——›А
Затем Комарик полетел к Оле (Символ звука [О]).
(Рисунок 4)
Какая совместная песенка у них получится?
З——›О
Затем он решил поплавать на кораблике (Символ звука [У])
(Рисунок 5)
Какая у них совместная песенка получится?
З——›У
И, наконец, Комарик полетел к Мишке (Символ звука [Ы])
(Рисунок 6)
З——›Ы
Соотнесение символа звука [З] с буквой.
Составление слогов ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ из букв.
Чтение и пение слогов ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ под фонограмму с движениями рук. (Слайды 3- 6)
Развитие фонематического восприятия.
Игра «Услышь звук [з]»
Ловите снежинки, если услышите звук [З]:
- среди звуков (с, з, л, а, с, з, з, с, ш, х, з);
-среди слогов (са, за, ос, шо, зы, аз, су, уз);
-среди слов (санки, зима, Зина, шуба, коза, стул, зонтик).
Назовите картинки
Роза, ваза, зубы, лоза, таз, снежинка, замок.
- Подумайте и скажите, в названии какой картинки нет звука [З]?
Определение места звука [З] (начало, середина, конец) в названиях остальных картинок.
Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И открыли.
Звуко-буквенный анализ
-Ребята, есть много слов со звуком З. (Слайд 7)
Есть буква З в зонте, земле,
В зеленке, в зеркале, зерне.
Есть буква З в старинном замке,
В веселом шумном зоопарке,
В холодной сказочной зиме!
- Какие буквы кроме з есть в слове зима?
Составление слова из букв.
Составление звуковой схемы слова.
(Звуко-буквенный анализ слова)
Физминутка «Хлопья белые»
Хлопья белые летят. (Лёгкий бег на месте.)
Холоднее стало, (Приседания.)
Только, зимушка, ребят (Наклоны туловища влево-вправо.)
Ты не испугала. (Прыжки на месте.)
Нет! Нет! Ты не испугала.
Отработка ритмического рисунка слов с опорой на символы.
1-й ритм 2 слога с первым ударным - «громко» - «тихо» (Зайка).
2-й ритм 2 слога со вторым ударным «тихо» - «громко» (Коза).
(Рисунок 7)
Отработка слов I и II ритмов с опорой на символы
Дифференциация I и II ритмов с опорой на символы
Дифференциация ритмов со слухом.
(дети выслушивают цепочку, состоящую из двух ритмов и определяют, какой ритм был первым, а какой вторым)
Определение ритма слова ЗИМА
Определение ритмов слов:
Роза, ваза, зубы, лоза
Дифференциация ритмов III, IV, V с опорой на символы.
III ритм - 3 слога с первым ударным (Рисунок 8)
IV ритм - 3 слога со вторым ударным, «тихо» - «громко»- «тихо»
(Рисунок 9)
V ритм - 3 слога с третьим ударным «тихо» - «тихо» - «громко»
(Рисунок 10)
Дифференциация ритмов со слухом.
(Дети выслушивают цепочку, состоящую из двух ритмов и определяют, что было первым, а что вторым)
Подбор картинок к ритмам III, IV, V (Слайды 8-11)
Закончить предложение.
Пахнет роза. Пахнут …
Идёт коза. Идут …
Красивая ваза. Красивые …
Новый таз. Новые …
Сильный мороз. Сильные …
Игра: «Сегодня и вчера?»
Я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить.
Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы должны ответить так, как будто это происходило вчера.
- Сегодня снег блестит, а вчера (блестел)
- Сегодня снег падает, а вчера (падал)
- Сегодня снег сверкает, а вчера (сверкало)
- Сегодня снег тает, а вчера (таял)
-Сегодня снег валит, а вчера (валил)
Сегодня снег блестит – произнесите вопросительно;
Сегодня снег падает – произнесите утвердительно;
Сегодня снег сверкает - произнесите удивительно;
Сегодня снег валит - произнесите радостно.
6. Итог занятия.
-О каком времени года сегодня разговаривали?
Какие звуки изучили?
Что вам больше всего понравилось?
Какие упражнения вам понравились?