Мария Андреевна Ходарева
Конспект группового логопедического занятия по теме «Звуки [м], [м’], буква «М» для детей с ТНР подготовительной группы
Цель: познакомить детей со звуками [м], [м’], буквой «М».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закреплять навыки четкого различения и произношения звуков [м], [м’] в слогах, словах, предложениях;
• учить зрительно выделять букву «М» среди других букв;
• совершенствовать процесс звукового анализа и синтеза;
• упражнять в определении количества слогов в слове;
• продолжать формировать умение читать слоги и слова.
Коррекционно-развивающие:
• закреплять навык деления слов на слоги;
• развивать связную речь;
• развивать координацию движений с речью;
• развивать зрительное восприятие;
• развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
• формировать у детей чувство коллективизма, готовность прийти на помощь;
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
• формировать навыки самостоятельности, активности.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки: дом, семья, корона, облако, мост, снежный ком, санки, ослик, молоток, сом, дверь, огурец, машина, морковь, аист, кран, мак; звуковые домики, символы звуков, графическое изображение буквы “М”, индивидуальные зеркала, счетные палочки.
Ход занятия:
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сейчас я загадаю загадку, а вам нужно будет её отгадать.
Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом)
Выставляется картинка “Дом”.
– Какой последний звук вы слышите в слове “дом”? [М]. В этом доме живет семья. Послушайте, какой согласный звук есть в середине слова семья [М’]. (Выставляется картинка “семья”)
– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [м] и [м’], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
2. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
– Возьмите зеркала, произнесите поочередно звуки [м], [м’]. Что происходит с губами? (Губы смыкаются. Когда произносим звук [м] губы, чуть-чуть сердятся, а когда произносим звук [м’] – чуть-чуть улыбаются). Воздух выходит через нос или через рот? (Через нос). Голос “спит” или “просыпается”? (Просыпается). Значит звуки [м], [м’] какие? (Согласные, звонкие). Звук [м] – (твердый, а [м’] – (мягкий). Звук [м] мы обозначаем квадратиком (синего) цвета, [м’] – (зеленого).
3. Развитие фонематического восприятия
– Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [м], поднимите синий квадратик, если [м’] – зеленый.
Слова: молоко, медведь, мост, молоток, компот, месяц, мышка, семья.
4. Анализ и синтез слогов со звуками [м], [м’]
– Послушайте, и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек-символов составьте схемы. Будьте внимательны: МА, АМ, ЫМ, МЫ и др.
– Мы с вами уже знакомы с несколькими гласными звуками. Назовите их (а, о, у, ы, и). Давайте “подружим” их со звуками [м], [м’]. Я буду называть гласный, а вы добавьте звук [м], так чтобы он был первым, и назовите получившийся слог. А – МА, О – МО, У – МУ, Ы – МЫ. Молодцы! А теперь добавьте звук [м’], так чтобы он был вторым, и назовите получившийся слог.
5. Определение позиции звуков в словах.
– Давайте придумаем имена со звуками [м], [м’], всем членам семьи (Дима, Митя, Майя, Маша, Мила и др.) Определите, где находятся звуки [м], [м’] в этих словах: в начале, в середине или в конце слова. Работа со звуковыми вагончиками.
– Как дети могут ласково называть свою маму (ответы детей). А как вы ласково называете свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька и др). Что вы заметили, когда произносили эти слова? (В этих совах два звука [м]) Какая она, ваша мама? (добрая, ласковая, милая и др).
6. Физминутка
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
7. Развитие фонематических представлений.
- Ребята, давайте поиграем в игру “Отгадай словечко”. Я буду показывать вам карточки, а вы должны выделить первый звук каждого слова, и, поочередно складывая их, образовать новое слово.
Пример: корона, облако, мост – ком
санки, ослик, молоток – сом
дверь, огурец, машина – дом
морковь, аист, кран – мак
8. Проговаривание чистоговорок.
– Мама купала малышку Милу и приговаривала такие слова:
Мама мыла Милу мылом
Мила мыло не любила.
9. Знакомство с буквой “М”.
– Дети, а вы любите своих мам? (Да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой “М”. Посмотрите, на что похожа буква “М”. (Варианты ответов детей). Давайте вместе попробуем изобразить букву “М”.
Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!”
А между тем
Получилась буква “М”.
(Дети попарно берутся за руки, изображая букву “М”).
– Молодцы! А еще букву “М” можно выложить из счетных палочек.
III. Итог занятия.
– С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?