Ольга Корнишина
Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Звук [ж]. Буквы Ж, ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить со звуком [ж], буквами Ж, ж.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить со звуком [ж].
Упражнять в акустико-артикуляционной характеристике звука [ж].
Упражнять в выделении его среди звуков, в слогах, из состава слова.
Упражнять в звуковом анализе слов.
Упражнять в чтении слогов.
Упражнять в изменении слова еж по падежам.
Упражнять в отгадывании загадки.
Упражнять в письме букв.
Публикация «Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме „Звук [ж], Буквы Ж, ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Упражнять в конструировании буквы из картона.
Коррекционно-развивающие:
Развивать правильно дыхание.
Развивать артикуляционную моторику.
Развивать мелкую и общую моторику.
Развивать фонематический слух.
Развивать зрительное восприятие, память, мышление, внимание.
Развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самодисциплину.
Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Воспитывать чувство эмпатии.
Оборудование: предметные картинки с изображением жуков четырех видов; деревянная игрушка божья коровка; схемы для обозначения звука в слове; индивидуальные зеркала; бумажные салфетки; карточка синего цвета с колокольчиком; предметные картинки с изображением пижамы, жабы, пирожного, мороженого, ежей, жеребенка, желудей, жирафа; карточки со слогами; распечатанные листы с буквами; простые карандаши, картинка с изображением букв Ж, ж, клеенки; клей; 24 полоски синего цвета.
Ход НОД:
Оргмомент. Игра «Назови первый звук в слове»
Логопед называет индивидуально слово, ребенок выделяет первый звук в нем и присаживается на свой стул.
Камыш, ножницы, белка, сухарь, ракушка, шапка, помидор, лилия.
Артикуляционная гимнастика
«Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю».
«Блинчик».
«Чашечка».
Знакомство со звуком [ж]
-Ребята, к нам летит гость. Но чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.
У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает –
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый. (Жук)
- Молодцы! Правильно, к нам прилетел жук. Посмотрите и скажите, как называется этот жук.
Логопед демонстрирует детям деревянную игрушку божью коровку.
- Правильно, божья коровка. Скажите, как она жужжит? Какой звук она при этом произносит?
Дети жужжат.
- Молодцы! Сегодня мы познакомимся со звуком [ж].
Анализ артикуляции. Характеристика звука [ж]
- Ребята, произнесите звук [ж], наблюдая за его артикуляцией в зеркале. Расскажите о произнесении звука [ж].
При произнесении звука [ж] губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2—5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Боковые края языка прижаты к верх ним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Голос образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.
Логопед вместе с детьми охарактеризовывает звук.
Звук [ж] согласный, всегда твердый, звонкий. Бывает только в начале и середине слова.
Логопед вывешивает карточку с обозначением звука.
Дыхательная гимнастика «Жук жужжит»
Упражнение выполняется стоя. Руки опущены по бокам. Дети вдыхают носом. Руки поднимают плавно вверх, произнося звук [ж]. затем опять вдыхают воздух носом и опускают плавно руки вдоль туловища, произнося звук [ж]. выполнять 4-5 раз.
Закрепление звука [ж]
- Ребята, божья коровка прилетела к вам сегодня не одна, а вместе со своими друзьями-жуками. Посчитайте, сколько их.
- Правильно, три жука. Каждый из них приготовил для вас задания.
Выделение звука [ж] среди других звуков. Игра «Хлопай, не зевай»
- Ребята, жук-олень предлагает поиграть вам в игру «Хлопай, не зевай». Я буду называть звуки, а вы, когда услышите звук [ж], хлопните в ладоши.
Р, м, ж, т, хь, ш, ль, ж, с, ж, з.
Выделение звука [ж] в слогах. Игра «Договори словечко»
- Ребята, жук-скарабей тоже хочет с вами поиграть в игру «Договори словечко». Будем играть со словом еж.
Логопед произносит предложения, дети договаривают последнее слово в нем.
Жа-жа-жа – мы в лесу нашли … ежа.
Жу-жу-жу – дали молока … ежу.
Жа-жа-жа – больше нету здесь … ежа.
Же-же-же – вспоминаю о … еже.
Выделение звука [ж] в словах. Определение места звука в словах
- Ребята, к нам пришла еще одна божья коровка. Она тоже очень хочет с вами поиграть.
- Божья коровка приготовила для вас картинки. Вы будете определять место звука [ж] в словах и прикреплять картинку со схемой.
Логопед вывешивает схемы с изображением места звука [ж] в слове.
- Мы помним, что звук [ж] в конце слова не встречается. Поэтому я не буду вешать схему с обозначением звука в конце слова.
На магнитной доске прикреплены картинки предметные. Дети выходят к доске, берут картинку и прикрепляют ее к схемам в зависимости от места звука [ж] в словах.
Физминутка
Летом, в жаркий день на луг,
Поднять руки вверх, двигать кистями рук вправо-влево.
Прилетел огромный жук.
Двигать руками вверх-вниз.
Сел на травке посидел,
Присесть.
Зажужжал и улетел.
Зажужжать. Бежать на месте и размахивать руками.
Дети летят, жужжат и перемещаются за столы.
Знакомство с буквами Ж, ж
- Мы помним, что звуки мы слышим и произносим, а читаем и пишем буквы. Так вот у звука [ж] есть буква. Посмотрите, божья коровка принесла ее для вас.
Логопед прикрепляет к доске картинку с изображением буквы Ж.
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук [ж].
- Букв две : большая и маленькая. Скажите, из скольких элементов они состоят? Какие это элементы, назовите. Чем похожи и чем отличаются буквы?
Письмо буквы в воздухе, на столе. Конструирование буквы Ж
Дети пишут букву Ж указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.
Затем логопед раздает детям по три полоски одинаковой длины, и дети при помощи клея конструируют букву Ж.
Чтение слогов. Придумывание слов с заданным слогом
- Ребята, посмотрите, жук принес для вас на лапках слоги. Вы сейчас будете выходить к доске, брать карточку со слогом, читать его и придумывать слово с этим слогом.
Дети выполняют задание.
Печатание буквы
Логопед раздает карточки с буквами. Дети печатают буквы Ж, ж простым карандашом.
12. Итог НОД
- Ребята, с каким звуком познакомились?
-Чем звуки похожи и чем отличаются?
- Из каких элементов состоит буква Ж?
Логопед вместе с детьми анализирует работу детей.