Елена Ефремова
Конспект фронтального занятия по РЭМП для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по РЭМП в старшей группе.
Дефектолог Ефремова Е. Г.
Тема: Понятия «впереди», «сзади» («перед», «за», «между»).
Цель: Развитие ориентировки в пространстве.
Коррекционно-образовательные задачи:
-закрепление понятия «впереди»-«сзади» («перед», «за», «между») в практической деятельности детей;
-формирование правильного грамматического строя речи;
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Темочки
-формирование умения ориентироваться на плоскости и в пространстве;
Коррекционно-развивающие задачи:
-развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, воображения, зрительной памяти,
Коррекционно-воспитательные задачи:
-развитие доброжелательного отношения, отзывчивости, умения работать в группе, слушать педагога и сверстников.
Оборудование: Демонстрационный материал: Сюжетная картинка, картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, слива). Раздаточный материал: муляж фруктов или картинки с их изображением.
Предварительная работа: на физкультурных занятиях и прогулках играя в подвижные игры закреплять понятия: «впереди», «сзади», «перед», «за», «между». Сюжетно-ролевая игра «Автобус, «Магазин».
Ход занятия.
Организационный момент.
Цель: мотивация детей к деятельности.
Дефектолог:
Ребята мне пришло письмо, от кого же оно, как нам узнать?
Ответы детей : прочитать.
Письмо: Здравствуйте ребята. Меня зовут Антон. Моя мама продавец в магазине фруктов и мне очень хочется помогать маме раскладывать фрукты на полки магазина, но я не могу разобраться, что значит «впереди», «сзади», «между». Ребята помогите пожалуйста разобраться.
Дефектолог: прежде чем помочь Антону давайте с вами вспомним, что значит «впереди», «сзади», «между», для этого мы с вами отправимся в магазин «Фрукты».
На чем же мы туда отправимся?
Игра «Автобус»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
- Занимайте свои места в автобусе согласно купленным билетам (дети ищут стульчик с соответствующей геометрической фигурой определенного цвета и размера что изображена на билете).
- Ребята теперь по очереди называйте имя того, кто сидит
перед (за) вами.
Дети по очереди дают ответы
- Назовите детей которых вы видите перед собой? Где сидят дети?
- они находятся впереди от нас.
Повторение понятия «впереди».
- Что обозначает слово «впереди»?
Назовите детей которые находятся за вами? Где они находятся?
- они находятся сзади от нас.
Повторение понятия «сзади».
- Что обозначает слово «сзади»?
Дети повторяют его хором и индивидуально несколько раз.
Вот мы и приехали в магазин.
Работа с демонстрационным материалом.
«Что лежит на полке»
Цель: формирование умения ориентироваться в пространстве и на плоскости.
Дефектолог выставляет картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, слива).
- Назовите фрукт, который находится между яблоком и лимоном?
- Назовите фрукт, который находится между грушей и апельсином?
- Назовите фрукт, который находится между лимоном и сливой?
-Что обозначает слово между?
-Слово «между» обозначает, что предмет находится в промежутке среди других предметов.
Дефектолог демонстрирует ряд фруктов с промежутками:
- Найдите и назовите между какими фруктами промежутки?
Дефектолог раздает детям картинки фруктов.
- Положите перед собой яблоко. Где лежит яблоко? Справа от яблока положите сливу. Где лежит слива? Между яблоком и сливой положите грушу. Где лежит груша? Между яблоком и грушей положите апельсин. Где лежит апельсин?
Дети выполняют задание и дают ответы.
Ребята я предлагаю немного отдохнуть и погулять по саду
Дефектолог выставляет на доску сюжетную картинку фруктовый сад.
Физкультминутка «В саду»
Дети идут по кругу и выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы сегодня в сад пойдем,
Фрукты разные найдем (дети шагают на месте).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши)
Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке,
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева).
Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх)
На носочки поднимись (встают на цыпочки)
И до ветки дотянись (поднимают руки вверх,
Веточку нагни (опускают руки, встают на полную ступню,
Спелых яблочек сорви (делают хватательные движения руками).
- Посмотрите какой прекрасный сад.
Работа по сюжетной картинке.
Цель: развитие зрительного внимания детей, ориентировки в пространстве.
- Какие деревья растут в саду?
- Какие фруктовые деревья растут за (сзади) яблоней? Какие деревья в саду растут перед (впереди) грушей? Какое дерево растет между сливой и яблоней.
Пальчиковая гимнастика
«В сад за сливами пошли»
Палец сильный и большой
(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки!
(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,
(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.
(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)
В магазин сходили, в саду погуляли. Ребята давайте сейчас сядем в автобус и отправимся в детский сад.
Работа в тетради.
Цель: развитие графо-моторных навыков
- нарисуйте в тетради красный круг, слева от красного,синий круг, справа от красного зеленый.
Где оказался красный круг?
Какого цвета круг оказался 1, 2, 3 по счету.
Продолжите ряд следуя закономерности.
Заключительный:
Ребята что бы Антон больше не путал слова «впереди», «сзади» мы отправим ему схему (дефектолог совместно с детьми рассматривает и проговаривает понятия «впереди», «сзади», «между». Запечатывает в конверт и отправляет Антону.
Обобщающие вопросы по теме занятия :
Педагог задает детям обобщающие вопросы по теме занятия.
Кому мы сегодня помогали?
Как мы ему помогли?
С какими новыми словами мы познакомили Антона?